ют на мнение отцов, с рыбьими глазами жуя жвачку, равнодушно отворачиваются от отчаянных криков о помощи, криво усмехаются или гогочут при слове «патриотизм» и тупо соглашаются совершать все, что угодно, в том числе, убийства ради денег.
Массовая моральная деградация, как говорили раньше «духовная порча» - это ли не самая грозная из всех вставших во весь рост глобальных проблем современности? И правомерно ли в этих условиях глобальный экологический кризис трактовать только как кризис природной среды обитания людей? Очевидно, что кризис духовной среды обитания, кризис внутреннего мира личности и прежде всего морально-этических оснований его бытия выступает как первостепенный. Не случайно наиболее дальновидные исследователи уже давно бьют тревогу по этому поводу и ставят проблему «экологии души», способов, форм и методов защиты, сохранения, спасения человеческого сознания от окончательного разрушения.
Казалось бы, личностный и общеисторический опыт людей давно выработал абсолютные и ежечасно подтверждаемые императивы на этот счет. Никакие материальные блага, даже самые умопомрачительные, не заменяют глубокую неискоренимую и постоянную потребность человека в собственно-нравственных приобретениях (любви, уважении, доброте, сострадании, понимании, сочувствии со стороны других людей). Если этого нет, то любая самая обеспеченная жизнь воспринимается как бессмысленная. И в столкновении (военном, политическом, идеологическом) перевес и больше шансов всегда у того, кто сохраняет или приобретает гуманистическую нравственную ориентацию, а не только твердость духа, уверенность и оптимизм. Если власть, любая власть — неправедна, то она рано или поздно обязательно будет разрушена, если общество прогнило в нравственном отношении - оно с неизбежностью рухнет. Если личность в попытке самоутверждения берет в союзники человека без нравственных устоев, ее неизбежно постигнет фиаско.
Почему же тогда так мало предпринимается усилий и на уровне индивидуальном, и на уровне общественном для выхода из нравственного кризиса? Очевидно потому, что в нем, как в солнечном сплетении у человека, сходятся «нервы» других многочисленных кризисов и других сторон и проявлений жизнедея-
162
тельности личности и общества. Такая черта как системность любого кризисного явления становится поэтому определяющей, а отсюда и невероятная сложность, неизбежная длительность достижения позитивных решений и результатов.
Пока же отметим одну очень существенную особенность, прямо связанную с имеющимися здесь возможностями. Необходимое и масштабное, спасительное для всех людей духовное обновление может быть инициировано теми странами и культурами, системы духовных ценностей которых сохраняют отчетливо выраженное высокоморальное подлинно гуманистическое содержание.
Оптимальное решение задачи связано, скорее всего, с осторожным и постепенным вычленением, бережным, даже деликатным соединением и принятием в интересах всех гуманистических принципов и норм жизни, спасенных и сохраняемых в глубинах целого ряда тысячелетних культур. Длительный исторический путь, который они проделали не погибнув, не канув в Лету, как другие, служит безусловным весомым аргументом в пользу жизненной силы избранных ими и сохраняемых, несмотря ни на какие потрясения и катаклизмы, духовных основ и ориентиров.
Духовный опыт лидера стран Запада, страны наиболее развитой в экономическом отношении, определяющей и навязывающей сейчас и Западу и миру в целом стратегию развития - Соединенных Штатов Америки - насчитывает всего лишь несколько столетий. Хотя США и проявили огромный потенциал в технико-экономическом, материально-производственном преобразовании всех сфер общества, однако, по мнению многих исследователей и экспертов американское общество, нацеленное на последовательный индивидуализм и неограниченное потребительство, оказалось в конечном счете банкротом в сфере морально-этических основ. Одномерный технологический детерминизм и эгоистическая «мораль успеха» всегда играют разрушительную роль, в том числе, и в современной Европе, и не могут заменить искомую гуманистическую и гармоничную систему духовных, прежде всего нравственных ценностей.
Опыт многих других народов и цивилизаций, отраженный в истории целого ряда тысячелетий, многообразная и мощная ду-
163
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.