Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 11


ют на мнение отцов, с рыбьими глазами жуя жвачку, равнодушно отворачиваются от отчаянных криков о помощи, криво усмеха­ются или гогочут при слове «патриотизм» и тупо соглашаются совершать все, что угодно, в том числе, убийства ради денег.

Массовая моральная деградация, как говорили раньше «ду­ховная порча» - это ли не самая грозная из всех вставших во ве­сь рост глобальных проблем современности? И правомерно ли в этих условиях глобальный экологический кризис трактовать только как кризис природной среды обитания людей? Очевидно, что кризис духовной среды обитания, кризис внутреннего мира личности и прежде всего морально-этических оснований его бытия выступает как первостепенный. Не случайно наиболее дальновидные исследователи уже давно бьют тревогу по этому поводу и ставят проблему «экологии души», способов, форм и методов защиты, сохранения, спасения человеческого сознания от окончательного разрушения.

Казалось бы, личностный и общеисторический опыт людей давно выработал абсолютные и ежечасно подтверждаемые им­перативы на этот счет. Никакие материальные блага, даже самые умопомрачительные, не заменяют глубокую неискоренимую и постоянную потребность человека в собственно-нравственных приобретениях (любви, уважении, доброте, сострадании, пони­мании, сочувствии со стороны других людей). Если этого нет, то любая самая обеспеченная жизнь воспринимается как бессмыс­ленная. И в столкновении (военном, политическом, идеологичес­ком) перевес и больше шансов всегда у того, кто сохраняет или приобретает гуманистическую нравственную ориентацию, а не только твердость духа, уверенность и оптимизм. Если власть, любая власть — неправедна, то она рано или поздно обязательно будет разрушена, если общество прогнило в нравственном отно­шении - оно с неизбежностью рухнет. Если личность в попытке самоутверждения берет в союзники человека без нравственных устоев, ее неизбежно постигнет фиаско.

Почему же тогда так мало предпринимается усилий и на уровне индивидуальном, и на уровне общественном для выхода из нравственного кризиса? Очевидно потому, что в нем, как в солнечном сплетении у человека, сходятся «нервы» других мно­гочисленных кризисов и других сторон и проявлений жизнедея-

162


тельности личности и общества. Такая черта как системность любого кризисного явления становится поэтому определяющей, а отсюда и невероятная сложность, неизбежная длительность достижения позитивных решений и результатов.

Пока же отметим одну очень существенную особенность, прямо связанную с имеющимися здесь возможностями. Необхо­димое и масштабное, спасительное для всех людей духовное обновление может быть инициировано теми странами и куль­турами, системы духовных ценностей которых сохраняют отчет­ливо выраженное высокоморальное подлинно гуманистическое содержание.

Оптимальное решение задачи связано, скорее всего, с осто­рожным и постепенным вычленением, бережным, даже дели­катным соединением и принятием в интересах всех гуманисти­ческих принципов и норм жизни, спасенных и сохраняемых в глубинах целого ряда тысячелетних культур. Длительный истори­ческий путь, который они проделали не погибнув, не канув в Лету, как другие, служит безусловным весомым аргументом в пользу жизненной силы избранных ими и сохраняемых, несмот­ря ни на какие потрясения и катаклизмы, духовных основ и ориентиров.

Духовный опыт лидера стран Запада, страны наиболее раз­витой в экономическом отношении, определяющей и навязываю­щей сейчас и Западу и миру в целом стратегию развития - Соеди­ненных Штатов Америки - насчитывает всего лишь несколько столетий. Хотя США и проявили огромный потенциал в технико-экономическом, материально-производственном преобразовании всех сфер общества, однако, по мнению многих исследователей и экспертов американское общество, нацеленное на последова­тельный индивидуализм и неограниченное потребительство, ока­залось в конечном счете банкротом в сфере морально-этических основ. Одномерный технологический детерминизм и эгоисти­ческая «мораль успеха» всегда играют разрушительную роль, в том числе, и в современной Европе, и не могут заменить искомую гуманистическую и гармоничную систему духовных, прежде все­го нравственных ценностей.

Опыт многих других народов и цивилизаций, отраженный в истории целого ряда тысячелетий, многообразная и мощная ду-

163