Кроме того, для определения потребности в технических средствах, рабочей силе и финансовых результатов определяют показатели неравномерности перевозок во времени - показатели сезонности и ритмичности.
Организация статистического наблюдения перевозок
пассажиров
Главная задача статистики перевозок пассажиров заключается в получении сведений об объеме, структуре пассажирских перевозок и выявлении основных закономерностей их развития.
Объектом статистики перевозок пассажиров являются пассажиры, совершающие поездку по платному и бесплатному пассажирскому билету.
Единица наблюдения - пассажиро-поездки - поездка одного пассажира в одном направлении от станции отправления до станции назначения по разовому билету. По каждому единичному билету учитывается одна поездка, по обратному билету - две поездки (одна туда и одна - обратно); по абонементным билетам число поездок определяется условно, например: по месячному билету 50 поездок (25 туда и 25 обратно).
По каждой поездке пассажира учитываются следующие признаки:
· станция и дорога отправления,
· станция и дорога назначения,
· категория поезда,
· категория перевозки (вагона),
· передаточные пункты,
· номер пояса дальности и номер зоны,
· категория стоимости проезда,
· провозная плата,
· вид тарифа,
· дата продажи билета.
Момент учет - дата продажи билетов и учёт осуществления в том месяце, в котором продан билет, то есть учитывается еще не совершенная перевозка.
Первоисточники учёта: форма ФО-1 отчёт о продаже пассажирских билетов местного сообщения и пригородного сообщения, форма ФО-2 отчёт о продаже пассажирских билетов прямого и международного сообщения. Статистическая информация о перевозках основывается на текущем наблюдении с непрерывной регистрацией фактов и сплошным охватом единиц. Специальные статистические обследования применяют по мере необходимости.
Объёмные показатели перевозок пассажиров
К объемным показателям в статистике перевозок относятся показатели:
отправлено пассажиров åaотпр, перевезено пассажиров ∑a и пассажирооборот åal.
Для отдельной дороги между показателями отправлено и перевезено, нет равенства это обусловлено тем, что момент продажи билетов не соответствует по времени фактическому отправлению пассажиров, так как, во-первых, существует предварительная продажа билетов, а во-вторых, прямое сообщение. Количество перевезенных пассажиров по дороге åa определяется суммированием отправленных пассажиров åaотпр и принятых для перевозки пассажиров åaприем с других дорог:
åa = åaотпр +åaприем
Пассажирооборот определяется и по дороге и по сети как произведение числа перевезенных пассажиров åa на расстояние перевозки l: åal = åaili:
åal = a1l1 +a2l2+…+anln
где: a – количество перевезенных пассажиров,
li - расстояние перевозки в километрах.
Группировки в статистике перевозок пассажиров
Перевезенные пассажиры группируются по следующим признакам: по виду сообщения, по территориальным признакам и географическим позициям.
Группировка по видам сообщения предусматривает выделение двух видов сообщения пригородного и дальнего. Дальнее, в свою очередь, подразделяется на местное и прямое. А прямое сообщение на ввоз, вывоз и транзит. Схема группировки пассажиров по видам сообщения приведена на рис. 1.1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.