Курс лекций по дисциплине "Статистика железнодорожного транспорта", страница 7

Кроме того, для определения потребности в технических средствах, рабочей силе и финансовых результатов определяют показатели неравномерности перевозок во времени - показатели сезонности и ритмичности.

Организация статистического наблюдения перевозок

 пассажиров

Главная задача статистики перевозок пассажиров заключается в получении сведений об объеме, структуре пассажирских  перевозок и выявлении основных закономерностей их развития.

Объектом статистики  перевозок пассажиров являются пассажиры, совершающие поездку по платному и бесплатному пассажирскому билету.

Единица наблюдения - пассажиро-поездки - поездка одного пассажира в одном направлении от станции отправления до станции назначения по разовому билету. По каждому единичному билету учитывается одна поездка, по обратному билету - две поездки (одна туда и одна - обратно); по абонементным билетам число поездок определяется условно, например: по месячному билету 50 поездок (25 туда и 25 обратно).

По каждой поездке пассажира учитываются следующие признаки:

·  станция и дорога отправления,

·  станция и дорога назначения,

·  категория поезда,

·  категория перевозки (вагона),

·  передаточные пункты,

·  номер пояса дальности и номер зоны,

·  категория стоимости проезда,

·  провозная плата,

·  вид тарифа,

·  дата продажи билета.

Момент учет - дата продажи билетов и учёт осуществления в том месяце, в котором продан билет, то есть учитывается еще не совершенная перевозка.

Первоисточники учёта: форма ФО-1 отчёт о продаже пассажирских билетов местного сообщения и пригородного сообщения, форма ФО-2 отчёт о продаже пассажирских билетов прямого и международного сообщения. Статистическая информация о перевозках основывается на текущем наблюдении с непрерывной регистрацией фактов и сплошным охватом единиц. Специальные статистические обследования применяют по мере необходимости.

Объёмные показатели перевозок пассажиров

К объемным показателям в статистике перевозок  относятся показатели:

отправлено пассажиров åaотпр, перевезено пассажиров a и пассажирооборот åal.

Для отдельной дороги между показателями отправлено и перевезено, нет равенства это обусловлено тем, что момент продажи билетов не соответствует по времени фактическому отправлению пассажиров, так как, во-первых, существует предварительная продажа билетов, а во-вторых, прямое сообщение. Количество перевезенных пассажиров по дороге åa определяется суммированием отправленных пассажиров åaотпр и принятых для перевозки пассажиров åaприем с других дорог:

åa = åaотпр +åaприем

Пассажирооборот определяется и по дороге и по сети как произведение числа перевезенных пассажиров åa на расстояние перевозки l: åal = åaili:

åal = a1l1 +a2l2+…+anln

где:   a – количество перевезенных пассажиров,

li - расстояние перевозки в километрах.

Группировки в статистике перевозок пассажиров

Перевезенные пассажиры группируются по следующим признакам: по виду сообщения, по территориальным признакам и географическим позициям.

Группировка по видам сообщения предусматривает выделение двух видов сообщения пригородного и дальнего. Дальнее, в свою очередь, подразделяется на местное и прямое. А прямое сообщение на ввоз, вывоз и транзит. Схема группировки пассажиров по видам сообщения приведена на рис. 1.1.