3. СТАТИСТИКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Основные средства - это средства производства и труда, которые, сохраняя свою натурально–вещественную форму многократно используются в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также для управленческих нужд, приносят организации экономические выгоды (доход) в течение срока полезного использования. Многократное использование предполагает использование в течение длительного времени – свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла превышающего 12 месяцев.
Срок полезного использования – период в течение которого, объект основных средств приносит доход организации.
Основные средства железнодорожного транспорта представляют собой совокупность средств труда необходимых для выполнения перевозочного процесса погрузо-разгрузочных работ, ремонта и содержания производственных и непроизводственных средств и прочей деятельности. Вместе с тем основные средства это часть имущества предприятия и, следовательно, они имеют стоимостное выражение. Основные средства в стоимостном выражении исторически принято называть основными фондами.
Статистическая информация об основных средствах должна дать характеристику:
· наличия, движения, размещения и технического состояния основных средств;
· технической оснащенности отдельными видами основных средств железных дорог и их подразделений;
· пропорциональность развития материально-технической базы транспорта и выявлять диспропорции развития отдельных элементов;
· освоения капитальных вложений и ввода в действие производственных фондов;
· стоимости основных средств;
· эффективность использования основных средств железных дорог и их подразделений.
От количества основных средств, их стоимости, технического уровня, эффективности их использования во многом зависят конечные результаты деятельности дорог: себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовое состояние. Эффективность использования основных средств оценивается в зависимости от их вида, характера участия в процессе производства и управления. Многообразие и разнообразие основных средств железных дорог их территориальная разобщенность и техническое состояние обуславливают сложность организации учета и обеспечения сопоставимости показателей. Поэтому для всестороннего изучения предмета в статистике основных средств принято выделять следующие подразделы:
- статистика наличия, движения, состояния и эффективности использования,
- статистика технической оснащенности,
- статистика капитальных вложений и капитального строительства.
Организация статистического наблюдения
Объект наблюдения - материальные объекты орудий труда.
Единица учета и измерения - инвентарный объект. Если объект имеет разные части с разными сроками полезного использования, каждая часть изучается как самостоятельный объект.
Основные учетные признаки:
- вид основных средств;
- дата постройки;
- дата ввода в эксплуатацию;
- стоимость;
- конструктивные параметры.
Первоисточники учета: технический паспорт и бухгалтерские документы, подтверждающие первоначальную, полную восстановительную и полную остаточную стоимость основных средств. Первичным учетным документом является инвентарная карточка, составляемая на каждый инвентарный объект основных средств. Для упрощения организации учета состояния и наличия, а также, для обеспечения достоверности каждой единице основных средств присваивается инвентарный номер.
В балансе (форма № 1) раздел 1 - Активы баланса, содержит данные об остаточной стоимости основных фондов без деления на производственные и непроизводственные. Форма № 5 содержит данные об амортизируемом имуществе предприятия с выделением нематериальных активов и основных средств по восстановительной стоимости с развернутой группировкой по объектам и выделением производственных и непроизводственных.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.