Курс лекций по дисциплине "Статистика железнодорожного транспорта", страница 21


3. СТАТИСТИКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Основные средства - это средства производства и труда, которые, сохраняя свою натурально–вещественную форму многократно используются в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также для управленческих нужд, приносят организации экономические выгоды (доход) в течение срока полезного использования. Многократное использование предполагает использование в течение длительного времени – свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла превышающего 12 месяцев.

Срок полезного использования – период в течение которого, объект основных средств приносит доход организации.

Основные средства железнодорожного транспорта представляют собой совокупность средств труда необходимых для выполнения перевозочного процесса погрузо-разгрузочных работ, ремонта и содержания производственных и непроизводственных средств и прочей деятельности. Вместе с тем основные средства это часть имущества предприятия и, следовательно, они имеют стоимостное выражение. Основные средства в стоимостном выражении исторически принято называть основными фондами.

Статистическая информация об основных средствах  должна дать характеристику:

·  наличия, движения, размещения и технического состояния основных средств;

·  технической оснащенности отдельными видами основных средств железных дорог и их подразделений;

·  пропорциональность развития материально-технической базы транспорта и выявлять диспропорции развития отдельных элементов;

·  освоения капитальных вложений и ввода в действие производственных фондов;

·  стоимости основных средств;

·  эффективность использования основных средств железных дорог и их подразделений.

От количества основных средств, их стоимости, технического уровня, эффективности их использования во многом зависят конечные результаты деятельности дорог: себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовое состояние. Эффективность использования основных средств оценивается в зависимости от их вида, характера участия в процессе производства и управления. Многообразие и разнообразие основных средств железных дорог их территориальная разобщенность и техническое состояние обуславливают сложность организации учета и обеспечения сопоставимости показателей. Поэтому для всестороннего изучения предмета в статистике основных средств принято выделять следующие подразделы:

- статистика наличия, движения, состояния и эффективности использования,

- статистика технической оснащенности,

- статистика капитальных вложений и капитального строительства.

Организация статистического наблюдения

Объект наблюдения - материальные объекты орудий труда.

Единица учета и измерения - инвентарный объект. Если объект имеет разные части с разными сроками полезного использования, каждая часть изучается как самостоятельный объект.

Основные учетные признаки:

- вид основных средств;

- дата постройки;

- дата ввода в эксплуатацию;

- стоимость;

- конструктивные параметры.

Первоисточники учета: технический паспорт и бухгалтерские документы, подтверждающие первоначальную, полную восстановительную и полную остаточную стоимость основных средств. Первичным учетным документом является инвентарная карточка, составляемая на каждый  инвентарный объект основных средств. Для упрощения организации учета  состояния и наличия, а также, для обеспечения достоверности каждой единице основных средств присваивается инвентарный номер.

В балансе (форма № 1) раздел 1 - Активы баланса, содержит данные об остаточной стоимости основных фондов без деления на производственные и непроизводственные. Форма № 5 содержит данные об амортизируемом имуществе предприятия с выделением нематериальных активов и основных средств по восстановительной стоимости с развернутой группировкой по объектам и выделением производственных и непроизводственных.