Курс лекций по дисциплине "Статистика железнодорожного транспорта", страница 3

Для каждой части железнодорожной статистики характерны свои показатели, но они тесно связаны в систему показателей, позволяющих сделать анализ работы дороги, т.е. дать обобщающую характеристику и предоставить информацию, необходимую для управления и оценки эффективности работы. Информация может быть представлена в виде оперативно-статистической и отчётно-статистической.

Основным видом учёта на железнодорожном транспорте является сплошной текущий учёт, и он при необходимости дополняется специально организованными статистическими исследованиями, как правило, это переписи.

На основании первичного учёта по установленным формам (альбом типовых унифицированных форм) составляется статистическая отчётность в соответствии с табелем статистической отчётности.

Таким образом, железнодорожная статистика выполняет следующие функции:

1) отражает фактическое состояние железных дорог и их подразделений;

2) дает исходную базу для устранения выявленных недостатков и разработки мероприятий по развитию железных дорог, их технологическому перевооружению и реконструкции;

3) даёт информацию для контроля за ходом выполнения планов.

Кроме того, она занимается изучением важных для страны экономических характеристик:

·  характера межрайонных связей;

·  объёма производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции по регионам, прилегающим к железным дорогам и его изменения и т.д.

Это позволяет осуществить контроль достоверности информации, поступающей из других источников в государственные статистические органы.


1. СТАТИСТИКА ПЕРЕВОЗОК

Статистика перевозок - основной раздел железнодорожной статистики, так как именно перевозочный процесс определяет показатели, характеризующие работу дороги в целом. Статистика перевозок изучает перевозки грузов, пассажиров и багажа. Значение статистики перевозок имеет как народнохозяйственное,  так и внутрихозяйственное.

Перевозки грузов и пассажиров существенно отличается и поэтому, они выделяются в самостоятельные подразделы. Отличия заключаются как в организации перевозок, так и в условиях формирования поездов и роду подвижного состава. Следовательно, меняются система учета, методика получения первичной информации, первоисточники учета и группировки.

Статистика перевозок грузов

Объект наблюдения грузы, подвергающие транспортировке на основании юридического документа - товарно-транспортной накладной.

Единица наблюдения – отправка, партия неделимого груза от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, оформленная одним перевозочным документом. При этом отправки могут значительно колебаться по массе от 20 кг до нескольких тысяч тонн. Этот показатель применяется для определения средней скорости доставки грузов и средней продолжительности доставки.

Статистика перевозок начинается с организации статистического наблюдения, т.е. получения первичной информации о перевозочном процессе на основе документального оформления всех операций перевозочного процесса от предъявления грузов к перевозке до выдачи груза грузополучателю.

Перевозки характеризуются целым рядом группировочных признаков:

·  станция и дороги отправления и назначения;

·  режим скорости (большая, грузовая, пассажирская) отражается в одном из основных документов перевозочного процесса дорожной ведомости;

·  категория отправки (установлены 4 категории: маршрутная, повагонная, мелкая, контейнерная);

·  путь следования и расстояние перевозки (определяется  по календарным штемпелям на стыковых станциях в дорожной ведомости и тарифному руководству №4);

·  род груза указывается в соответствии с алфавитным списком тарифно-статистической номенклатуры;

·  масса груза учитывается в килограммах фактической отправки или по грузоподъёмности вагона;