В среднесписочную численность не включаются:
- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, и дополнительных отпусках по уходу за ребенком;
- работники поездных бригад пассажирских поездов, которым в период октябрь – апрель предоставляется отпуск без сохранения заработной платы сроком до трех месяцев;
- работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находящихся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для вступительных экзаменов в образовательные учреждения.
На железнодорожном транспорте помимо среднесписочной численности рассчитываются следующие показатели:
- средняя численность внешних совместителей,
- средняя численность работников, выполняющих работы по договорам,
- явочная численность.
Явочная численность - это численность работников фактически находящихся на рабочем месте. Этот показатель используется для комплексного изучения рабочего времени, средней заработной платы, производительности труда, норм выработки и для характеристики оборота и текучести кадров.
Группировка численности работников
Численность работников железнодорожного транспорта принято группировать по целому ряду признаков в зависимости от целей анализа, особенностей организации труда, полноты информационной базы: по видам деятельности, источникам финансирования, отраслям хозяйства, производственным группам, профессиям, категориям, квалификации, стажу, возрасту, должностям, специальностям, образованию, и др. признакам. На железнодорожном транспорте в зависимости от видов деятельности выделяется численность работников занятых: грузовыми перевозками, пассажирскими перевозками, услугами инфраструктуры, ремонтом подвижного состава для сторонних организаций, строительством объектов инфраструктуры, научно-исследовательскими и опытно конструкторскими работами, услугами социальной сферы и прочими видами.
Группировка по отраслям характеризует распределение трудовых ресурсов по хозяйствам (вагонное, локомотивное, пути и т. д.). Внутри каждой отрасли даётся группировка по производственным группам. Например, работники, занятые ремонтом локомотивов, вагонов, пути и т.п. Внутри каждой группы численность группируется по специальностям для изучения профессионального состава.
В отчетности ОАО РЖД численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие (из группы служащих выделяются: руководители специалисты и другие работники, относящиеся к служащим).
Рис. 4.1 Структура численности по категориям работников
Рис. 4.2 Структура категории служащие в ОАО РЖД
Основные показатели движения и текучести рабочей силы
Для характеристики использования движения и текучести рабочей силы применяют следующие показатели: среднесписочная численность , коэффициенты оборота рабочей силы по приёму, по увольнению, коэффициент текучести, коэффициент постоянства.
Коэффициенты оборота характеризуют степень подвижности рабочей силы на предприятии, независимо от причин вызвавших её.
· Коэффициент оборота по приёму:
Коэффициент оборота по увольнению:
· Коэффициент текучести - характеризует нерациональное использование рабочей силы. Принято рассчитывать в %:
· Коэффициент постоянства состава персонала предприятия:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.