Основной формой наблюдения является текущий учет, дополняемый специальным статистическим исследованием, проводимым в виде инвентаризации.
Моменты учета - момент приемки-передачи или ликвидации основных средств и момент ввода в эксплуатацию.
Для характеристики структурыосуществляется классификация по ряду существенных признаков. По объектам основных средств, в России согласно приказу Министерства финансов от 13.01.2000 г. № 411 в целом народному хозяйству принята типовая классификация основных средств, которая представлена на рисунке 3.1.
По принадлежности выделяют собственные и арендованные основные средства.
Основные средства, как материальные объекты в натуральном выражении сопоставимы только в пределах одного вида. Поэтому по всем выделенным признакам обобщающую количественную характеристику наличия можно сделать только в стоимостном выражении.
Рис 3.1. Классификация основных средств
Оценка наличия основных средств и степени их износа
Учет наличия всех основных средств на железнодорожном транспорте ведется в натуральном и стоимостном выражении по состоянию на момент (начало года) и в среднем за период с группировкой их по конкретным наименованиям, предприятиям и службам. Движение основных средств заключается в их поступлении и выбытии. Как правило, основным источником информации являются данные текущего бухгалтерского учета.
Основные средства принимаются предприятием к учету по первоначальной стоимости, т.е. по сумме фактических затрат организации на их приобретение, сооружение или изготовление, транспортировку и монтаж, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев предусмотренных законодательством).
Наличие и движение основных средств в бухгалтерском учете показывается ежемесячно. К учету основные средства принимаются со следующего месяца после приобретения или ввода в эксплуатацию.
Стоимость основных средств на конец периода определяется по балансовой схеме: ОФк = ОФнг + ОФп – ОФвыб
где: ОФк – стоимость основных фондов на конец периода;
ОФнг – стоимость основных фондов на начало года;
ОФп – стоимость приобретенных основных фондов;
ОФвыб – стоимость выбывающих основных фондов.
Среднегодовую стоимость основных средств можно рассчитать по формуле средней хронологической (1), но более правильно рассчитывать с учетом их ввода и выбытия (2).
(1)
(2)
где: tввод - месяц ввода основных средств в эксплуатацию;
tвыб - месяц выбытия основных средств в эксплуатацию;
- стоимость введенных основных средств в эксплуатацию.
Общий размер основных средств в силу многообразия их видов на железнодорожном транспорте может быть определен только в денежном выражении. Способы оценки основных средств в зависимости от времени их приобретения (изготовления) и состояния различны. Выделяют три вида:
- первоначальная стоимость,
- восстановительная стоимость,
- остаточная стоимость.
Инфляционный процесс и моральный износ приводят к несопоставимости стоимостной оценки объектов основных фондов приобретенных в разное время. Для обеспечения сопоставимости осуществляется переоценка основных средств в действующие рыночные цены путем индексации или прямого пересчета по документам, подтверждающим рыночные цены. Полученная новая стоимость основных средств называется восстановительной стоимостью (ОФвосст).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.