Курс лекций по дисциплине "Статистика железнодорожного транспорта", страница 22

Основной формой наблюдения является текущий учет, дополняемый специальным статистическим исследованием, проводимым в виде инвентаризации.

Моменты учета - момент приемки-передачи или ликвидации основных средств и момент ввода в эксплуатацию.

Для характеристики структурыосуществляется классификация по ряду существенных признаков. По объектам основных средств, в России согласно приказу Министерства финансов от 13.01.2000 г. № 411 в целом народному хозяйству принята типовая классификация основных средств, которая представлена на рисунке 3.1.

По принадлежности выделяют собственные и арендованные основные средства.

Основные средства, как материальные объекты в натуральном выражении сопоставимы только в пределах одного вида. Поэтому по всем выделенным признакам обобщающую количественную характеристику наличия можно сделать только в стоимостном выражении.

 


Рис 3.1. Классификация основных средств

Оценка наличия основных средств и степени их износа

Учет наличия всех основных средств на железнодорожном транспорте ведется в натуральном и стоимостном выражении по состоянию на момент (начало года) и в среднем за период с группировкой их по конкретным наименованиям, предприятиям и службам. Движение основных средств заключается в их поступлении и выбытии. Как правило, основным источником информации являются данные текущего бухгалтерского учета.

Основные средства принимаются предприятием к учету по первоначальной стоимости, т.е. по сумме фактических затрат организации на их приобретение, сооружение или изготовление, транспортировку и монтаж, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев предусмотренных законодательством).

Наличие и движение основных средств в бухгалтерском учете показывается ежемесячно. К учету основные средства принимаются со следующего месяца после приобретения или ввода в эксплуатацию.

Стоимость основных средств на конец периода определяется по балансовой схеме:                                      ОФк = ОФнг + ОФп – ОФвыб

где: ОФк – стоимость основных фондов на конец периода;

       ОФнг – стоимость основных фондов на начало года;

       ОФп – стоимость приобретенных основных фондов;

       ОФвыб – стоимость выбывающих основных фондов.

Среднегодовую стоимость основных средств можно рассчитать по формуле средней хронологической (1), но более правильно рассчитывать с учетом их ввода и выбытия (2).

             (1)

           (2)

где: tввод  - месяц ввода основных средств в эксплуатацию;

       tвыб  - месяц выбытия основных средств в эксплуатацию;

        - стоимость введенных основных средств в эксплуатацию.

Общий размер основных средств в силу многообразия их видов на железнодорожном транспорте может быть определен только в денежном выражении. Способы оценки основных средств в зависимости от времени их приобретения (изготовления) и состояния различны. Выделяют три вида:

- первоначальная стоимость,

- восстановительная стоимость,

- остаточная стоимость.

Инфляционный процесс и моральный износ приводят к несопоставимости стоимостной оценки объектов основных фондов приобретенных в разное время. Для обеспечения сопоставимости осуществляется переоценка основных средств в действующие рыночные цены путем индексации или прямого пересчета по документам, подтверждающим рыночные цены. Полученная новая стоимость основных средств называется восстановительной стоимостью (ОФвосст).