Основными задачами статистики материально-технического снабжения на железнодорожном транспорте являются:
· характеристика выполнения плана поставок по количеству, ассортименту и срокам поставок;
· контроль за своевременным и комплексным снабжением предприятий;
· характеристика использования материальных ресурсов на основе действующих норм расхода;
· контроль величины запасов;
· установление степени обеспеченности предприятия материальными ресурсами;
· установление сверхнормативных и излишних запасов;
· характеристика выполнения договорных обязательств;
· составление и анализ отчетных материальных балансов.
Основные показатели
- объем поставок и заготовок,
- объем запасов материальных ресурсов и их движение,
- общий расход материалов, топлива, электроэнергии.
Показатели статистики материально-технического снабженияопределяются внатуральных, условно-натуральных и стоимостныхединицах измерения.
Материальные балансы
На железнодорожном транспорте материальные балансы составляются по важнейшим видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Балансы показывают имеющиеся ресурсы и их распределение. Они предназначены для:
- контроля выполнения плановматериально-технического снабжения;
- контроля распределения важнейших видов продукции;
- характеристики сложившихся пропорций и фактического потребления.
Материальные балансы составляются в табличной форме и отражают наличие источников поступления, направление использования, остатки на начало периода, поступление за период, расход за период, остаток на конец периода.
В виде баланса составляется и отчет об остатках, поступлении и расходовании ресурсов.
Статистика поставок и заготовок материальных ресурсов
На железнодорожном транспорте действует централизованная система снабжения. Номенклатура потребляемых материальных ресурсов, перемещаемых и складируемых запасов на предприятиях железнодорожного транспорта, может состоять из сотен и тысяч наименований. При этом основной особенностью определения потребности в ресурсах ремонта подвижного состава железнодорожного транспорта является высокий уровень неопределенности производственной программы. Колебания, например, в объеме ремонта подвижного состава за сопоставимые плановые периоды по структурным подразделениям могу превышать 20%. Это, в свою очередь, вызывает значительный уровень колебаний объема и структуры потребляемых материальных ресурсов. Так квартальная заявка только по вагонному хозяйству насчитывает от 4500 до 7000 номенклатурных позиций в зависимости от размера запасов и планируемой программы ремонта. Следовательно, расчеты перспективной потребности в материальных ресурсах для структурных подразделений дороги не могут быть ни достаточно точными, ни окончательными.
Единица наблюдения статистики поставок и заготовок является поставка (заготовка) – партия материалов, оборудования, изделий поступившая по одному документу от одного поставщика.
Единицы измерения - натуральные и стоимостные.
Первоисточники учета: счета-фактуры, приходные ордера, акты поставки и т.п.
Момент учета поставки: при иногородних поставках - день отгрузки материальных ресурсов, определяемый датой штемпеля на транспортных перевозочных документах; при получении материалов от местных поставщиков - дата составления приемосдаточного акта или расписки получателя о приеме продукции.
Основным показателем является объем поставок и заготовок в натуральном и стоимостном выражении по плану и фактически.
Данные таблицы 5.1 свидетельствуют о невыполнении плана поставок и неравномерности поставок по месяцам квартала.
Таблица 5.1
Месяц |
Поставка по плану |
Фактическая поставка |
Степень выполнения плана, % |
||
тонн |
% к плану квартала |
тонн |
% к плану квартала |
||
Январь |
200 |
20,0 |
100 |
10.0 |
50.0 |
Февраль |
350 |
35,0 |
200 |
20,0 |
57,1 |
Март |
450 |
45,0 |
650 |
65.0 |
144,4 |
Итого |
1000 |
100 |
950 |
95.0 |
95,0 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.