Курс лекций по дисциплине "Статистика железнодорожного транспорта", страница 15

Показатели работы подвижного состава

Организация наблюдения за работой подвижного состава

Основная задача в области эксплуатации перевозочных средств - освоение постоянно возрастающего объёма перевозок грузов и пассажиров по возможности меньшим парком подвижного состава. Для оценки качества использования подвижного состава необходимо иметь данные как о количестве локомотивов и вагонов, так и объёмевыполненной ими работы.

Объект наблюдения - эксплуатируемая часть наличного парка подвижного состава.

Работа подвижного состава характеризуется также затратой их времени на выполнение перевозочного процесса и других технологических операций.

Единицы наблюдения - элементы подвижного состава (локомотив, вагон, моторвагонный подвижной состав).

Единицы измерения: локомотиво-км, вагоно-км, локомотиво-часы, вагоно-часы, и тонно-км.

Учётными признаками являются: тип тяги, род движения, тип вагона и его эксплуатационное состояние, масса груза, масса тары вагона, число вагонов в поезде, масса поезда нетто и брутто, вид работы и нерабочего состояния, вид простоя подвижного состава, протяженность участков и перегонов и др.

Учёт основывается на сплошной текущей регистрации отдельных производственных процессов и их элементов.

Показателями работы подвижного состава являются показатели объема работ (количественные).

Объем перевозочной работы, связанный с перемещением грузов и пассажиров, выражается с помощью показателей грузооборот нетто и грузооборот брутто, а также пробегом подвижного состава.

Объем эксплуатационной работы выражается следующими основными показателями:

·  погружено и выгружено грузов,

·  принято груженых вагонов, работа дороги в вагонах,

·  вагонооборот станции,

·  количество отправленных и проследовавших поездов и др.

Грузооборот нетто эксплуатационный по типу тяги åPlн– учитывается с группировкой по типу тяги и роду движения по каждому участку и может быть определен на основании данных маршрута машиниста по следующей модели.

åPlн=Qн×S

где:   Qн - масса поезда нетто,

S - длина поездо-участка.

Грузооборот брутто:                    åPlбр=åPlн+åPlтары

Пробеги подвижного состава

Пробеги локомотивов измеряются в локомотиво-километрах общего пробегаåМSобщ, с выделением отдельных частей в зависимости от характера перемещения и роли в осуществлении перевозочного процесса. Схема группировки пробега по элементам представлена следующей моделью.

åMSобщ

 
 


åMSусл

 
åMS всп. лин