Курс лекций по дисциплине "Статистика железнодорожного транспорта", страница 10

Наличный парк - число единиц, которыми располагали за отчетный период или на отчетный момент сеть железных дорог и ее подразделения.

Единица наблюдения физический локомотив и физический вагон.

Каждая единица характеризуется целым рядом признаков, важнейшими из которых являются:

·  конструкция,

·  мощность,

·  техническое и эксплуатационное состояние,

·  характер использования, место работы,

·  стоимость.

Регистрация значений отдельных признаков по каждой единице предъявляет разные требования к организации статистического наблюдения, то есть к системе учета. С позиции учета все признаки можно подразделить на устойчивые (конструктивные) и неустойчивые. Значения устойчивых признаков можно определить визуально (электровоз, тепловоз), а неустойчивых признаков не всегда. Например, исправность или неисправность вагона. Для облегчения учета на дороге с этой целью используют специальную нумерацию, маркировку, окраску и т.п. Однако это требует определенной подготовки работников осуществляющих учет.

Для учёта наличия и работы подвижного состава используются различные первоисточники. Основными из них являются: натурный лист поезда, маршрут машиниста, настольный журнал дежурного по депо, уведомление на ремонт вагона, настольный журнал движения поездов, балансовый журнал вагонооборота станции, книга учёта простоя вагона на станции, журнал учёта перехода вагонов и контейнеров с дороги на дорогу, книга анализа графика исполненного движения грузовых поездов.

Краткое содержание первоисточников учета работы подвижного состава

Натурный лист поезда (Форма ДУ-1) - документ, в котором дается понумерной перечень вагонов в составе поезда. Состоит из трех частей:

·  Подпись: Прочей





































































первая часть содержит данные о номере поезда, станции его формирования, станция назначения;

·  во второй части приводятся номера вагонов с указанием по каждому: рода вагона, массы груза, получателя груза, количества контейнеров, массы тары вагонов;

·  в третьей части содержатся итоговые данные о распределении вагонов по типу и эксплуатационному состоянию, о массе поезда нетто, брутто, массе тары, условной длине поезда и количестве груженых и порожних контейнеров.

Маршрут машиниста (Форма ТУ-3) - документ, выдаваемый бригаде на каждую поездку, содержит сведения:

·  о локомотиве и локомотивной бригаде,

·  о моменте начала и конца поездки,

·  о расстоянии следования,

·  о массе и составе поезда,

·  о времени в пути с выделением времени простоев и маневров на промежуточных станциях,

·  о наборе и расходе топлива или электроэнергии,

·  о весовой норме поезда,

·  о времени нахождения поезда на перегоне по норме и фактически.

Эти данные позволяют определять по каждой поездке пробег локомотивов и поездов, грузооборот брутто и нетто эксплуатационный, среднюю техническую и участковую скорости движения локомотива и поезда, выполнение технической нормы скорости, расход электроэнергии или топлива, время работы локомотивной бригады.