Курс лекций по дисциплине "Статистика железнодорожного транспорта", страница 12

Организационная диаграмма

Рис 2.2 Схемагруппировки эксплуатируемого парка локомотивов по категориям использования

Организационная диаграмма

Рис 2.3 Схема группировки неэксплуатируемого парка локомотивовпо категориям использования

В неэксплуатируемый парк зачисляются и отдельные категории исправных локомотивов.

Локомотивы, приписанные к определенной дороге, работают, как правило, в ее пределах, но в течение отчетного периода  один и тот же локомотив может выполнять различные виды работ (поездную, маневровую) или находится в той или иной категории нерабочего состояния (в ремонте, резерве и т.д.). Поэтому характеристика наличия локомотивов дается по состоянию на отчетный момент и за отчетный период.

На отчетный момент парк локомотивов измеряется числом физических единиц, за отчетный период - числом локомотивов в среднем за сутки (с точностью до 0,01 локомотива).

Наличие локомотивов учитывается по состоянию на отчетный момент каждых суток и каждого месяца. Эти данные отражают  ситуацию, сложившуюся в локомотивном хозяйстве и широко используются в процессе управления и контроля инвентарного наличия локомотивов и их распределения.

Наличие локомотивов за период (сутки, декада, месяц, год) определяется на основе учета затраты времени локомотивов в отдельных категориях локомотивного парка. Для полноты учета бюджета времени локомотива, момент перехода его из  одного состояния в другое, фиксируется с точностью до минуты.

Общая сумма затрат времени по каждой категории определяется суммированием затрат времени по отдельным локомотивам и выражается в локомотиво–часах.

На основании общей суммы локомотиво часов определяется среднесуточное наличие в каждой категории, выраженное в локомотиво-сутках.

Среднесуточное наличие локомотивов рассчитывается по следующей модели:

mi =∑mit/24

За периоды времени больше суток, среднесуточная величина парка локомотивов определяется по формуле:

mi =∑mit/24Т,

где: mit - локомотиво-часы в данной учетной категории за отчетный период времени;

Т – число календарных дней в периоде.

Данные о наличии локомотивов за период применяются для характеристики использования парка локомотивов и оценки его технического состояния.

Статистика наличия грузовых вагонов

Наличный парк вагонов железнодорожного транспорта составляют вагоны инвентарного парка ОАО РЖД и вагоны  предприятий и организаций, имеющих право выхода на пути общего пользования. Различия в величине наличного и инвентарного парка грузовых вагонов в целом по сети незначительны.

Единицей наблюдения (учета) - служит физический вагон.

Основные учетные признаки статистики наличия: ширина колеи, техническое состояние (исправные, неисправные), эксплуатационное состояние (груженые, порожние), тип вагона, вид работы или нерабочего состояния.

Моментом учета является отчетный момент, и парк вагонов  по состоянию на этот момент принимается за среднесуточную величину.

Основные первоисточники учета наличия: натурный лист поезда, настольный журнал дежурного по станции, уведомление на ремонт вагона, уведомление о приемке вагона из ремонта. Наличный парк грузовых вагонов определяется по данным текущего учёта и  дополняется ежегодными переписями вагонов, в первом случае используется  главным образом балансовый метод, во втором непосредственный подсчет. Группировка наличного парка грузовых вагонов по категориям использования представлена на рис 2.4.

1.Неисправные

2.Резерв ОАО РЖД

3.Под жильем и служебными помещениями

4.Для специальных и технических нужд

5.Прочие

 
Организационная диаграмма                Рис 2.4 Схема группировки наличного парка грузовых вагонов