Содержание.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1………………………………………………………………………………..5
1.1 Теория когнитивного диссонанса…………………………………………5
1.2 Приложение теории диссонанса к исследованиям личности детей с различной психической организацией…………………………………..20
1.3 Психологические особенности детей детских домов…………………..24
Глава II. Исследование влияния когнитивного диссонанса на поведение детей, воспитывающихся в условиях детского дома……………………………………30
Заключение…………………………………………………………………………..39
Литература …………………………………………………………………………..40
Приложение …………………………………………………………………………42
Введение.
На сегодняшний день в обществе обострились многие социальные проблемы, в том числе увеличилось число детей, лишенных родительского попечения.
Это существенно повлияло на приток в учреждения внесемейного воспитания детей с различного рода психическими особенностями. Почти у 90 % таких детей присутствуют такие эмоциональные нарушения как : тревожность , страхи, агрессия , эмоциональная лабильность.( 4, 15)
Попадая в учреждения интернатного типа, для индивида резко меняется социальная ситуация развития (6,15,16). Поэтому, только незначительная часть таких детей компенсирует эмоциональные отклонения. У большинства же такие проявления ,как правило, не проходят и дают почву для дальнейшего возможного патологического развития поведения личности либо формируют стойкие психосоматические заболевания.(16)
Кроме того, у данной категории детей недостаточно развиты механизмы регуляции полведения, обусловленные специфическими подходами к принятию решений.
Для того, чтобы вышеназванные неблагоприятные явления могли быть грамотно скорректированы, необходимо выяснить механизм их развития.
Многие авторы концепций отношений личности и структуры личности (Мухина В.С., Мясищев В.Н.) считают, что все составляющие психической организации индивида тесно связаны с социальным окружением личности и с характером взаимоотношений личности и её социальной среды (14,16,17,24).
В данной работе мы опирались на теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера (25), так как она рассматривает в том числе и ощущения индивида при принятии решений. Интерес к данной теории обусловлен так же тем, что проблема когнитивного диссонанса практически не рассматривалась в отечественных исследованиях, не смотря на возросший в последнее время интерес к проблеме принятия решения индивидом (27,29).
Мы предположили, что с точки зрения теории диссонанса можно объяснить некоторые поведенческие особенности детей детских домов, так как эти дети являются одной из наиболее социально незащищенных категорий и почти постоянно находятся, по нашему мнению ,в состоянии диссонанса.
Гипотеза нашего исследования: способы редукции когнитивного диссонанса могут влиять на поведение детей детских домов.
Объект исследования: были определены 70 воспитанников Канской школы-интерната в возрасте от 11 до 18 лет (учащиеся 5-11 кл.)
Предмет исследования : поведенческие реакции детей детских домов и способы редукции когнитивного диссонанса у депривированных детей.
Мы выдвинули следующую гипотезу : способы поведения детей детских домов зависят от способов редукции когнитивного диссонанса.
Нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме когнитивного диссонанса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.