2. Выявить «психологический портрет» ребенка, воспитанника учреждения внесемейного воспитания
3. Экспериментально изучить особенности поведения детей детского дома в ситуациях, сопряженных с трудностями
4. Рассмотреть возможные способы редукции когнитивного диссонанса у детей данной категории.
ГЛАВА 1
1.1Теория когнитивного диссонанса.
Когнитивный диссонанс представляет собой состояние напряжения, возникающее у субъекта (индивида) , когда у него имеются две когниции ( идеи, убеждения, мнения), которые противоречат друг другу. Следуя теории Фестингера (25) ,появление когнитивного диссонанса вызывает двусторонний феномен: с одной стороны – мобилизация внутренних сил для решения проблемы, с другой – ощущения дискомфорта, который индивид стремится снять (редуцировать) (8,25, 27).
Существует определенная согласованность между тем, что человек знает , и тем, что он делает.
Например, ребенок, зная, что вслед за совершенным проступком последует наказание, постарается избегать таких проступков или скрывать содеянное, -это очевидная вещь, но тем не менее существуют исключения из последовательного в целом поведения. «Например, курильщик, отдавая себе отчет о вреде курения, продолжает курить, или преступник, понимая, что за перевоз наркотических средств вероятнее всего последует суровое наказание, продолжает нарушать закон».(27)
Но стремление индивида к внутренней согласованности существует как данность, таким образом, что же происходи в подобного рода поведенческих исключениях ? Сами индивиды очень редко признают свою когнитивную рассогласованность, гораздо чаще люди рационализируют свое поведение и это противоречие. Так ,курильщик будет утверждать, что он получает удовольствие от сигареты, или что бросив он прибавит в весе, то есть, привычка успешно согласуется индивидом со своими внутренними когнициями(25,27,32)
Однако люди не всегда успешны в рационализации собственного поведения, и их попытки обеспечить внутреннюю согласованность ,неудачны. Здесь то и возникает сбой в системе знаний, который приводит к психологическому дискомфорту.
Таким образом , мы можем сформулировать основные положения теории, определив несоответствие термином –диссонанс, а соответствие термином –консонанс:
1. Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет побуждать индивида к попытке уменьшить степень диссонанса, и по возможности , достичь консонанса.
2. В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет стремиться избегать ситуаций и информации, которые могут привести к его возрастанию. (25,с.17)
Термин диссонанс в теории Фестингера имеет общее значение и может соответствовать другим терминам, например, фрустрации , неравновесия.
Л.Фестингер полагает, что диссонанс – есть существование противоречивых отношений между отдельными элементами в системе знаний, и сам по себе является условием, которое побуждает к действиям, направленным на его уменьшение. Это иной вид мотивации, нежели общепринятые в психологии.
Под термином знание понимается любая когниция индивида относительно самого себя и своего поведения.
Стремление к уменьшению диссонанса является базовым процессом, значит, его проявления будут наблюдаться в широком диапазоне.(25)
Когда и почему возникает диссонанс?
Перефразируя вышеизложенное предложение: почему люди совершают поступки, противоречащие их системе ценностей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять ,как формируются у человека представления о собственном поведении.(25, 33, 34)
Все наше поведение в жизни зависит от смены внутренних когниций, а новые когниции, в свою очередь появляются тогда, когда индивид получает новую информацию и соотносит ее с уже имеющейся у него. Грубый пример: для человека, собирающегося за город на отдых, новой информацией становится начавшийся дождь.(25)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.