В любой ситуации, которая требует варианта выбора, неизбежно создается диссонанс между осознанием нового мнения ( действия, информации) и уже известными субъекту мнениями. Спектр ситуаций, в которых диссонанс является неизбежным, довольно широк. Обстоятельства, при которых диссонанс , однажды возникнув, сохраняется на какое-то время, становятся условиями для постоянного психологического дискомфорта.
Рассмотрим наиболее вероятные пути снижения диссонанса. Курильщик, столкнувшийся с информацией о вреде курения, может изменить свое поведение : может бросить курить, и тогда его поведение будет согласованно с его когницией о вреде курения; или он попытается изменить свои знания о вреде курения, например, попытается найти информацию , уменьшающую вред курения, или перестанет признаваться в том, что сигареты наносят ему вред. Тем самым, он уменьшит или полностью восстановит консонанс между тем, что делает и тем, что знает.
Именно столкновение когниций является причиной того, что диссонанс, возникнув, может достаточно долго сохранятся. Нет никаких гарантий, что у индивида получится устранить имеющийся давно или возникший диссонанс, даже если он будет пытаться его уменьшить.(25,27)
Существуют определенные области познания, в которых существование диссонанса обусловлены необходимостью. Это может происходить, когда два наиболее устоявшихся убеждения, оба являющиеся релевантными (relevant – существенный, - англ.) по данному вопросу , будут противоречивыми. Например, это отчетливо можно увидеть в политике, когда на одно событие или вопрос существуют две устоявшиеся и аргументированные точки зрения.(25)
Итак, диссонанс – явление частое, индивид обязательно стремится к его уменьшению, и если изменение невозможно, то состояние дисбаланса вызовет напряженность. (25,29)
Исследователи Осгуд и Танненбаум рассматривали похожие идеи в « Принципе конгруэнтности» ( совпадения, соответствия).Таким образом, когнитивный диссонанс есть некий вид конгруэнтности.(8)
Определение понятий: диссонанс и консонанс.
Термин знание используется в очень широком смысле, применимо к нашей же теории знание идентично убеждениям, ценностям, установкам индивида, его целям. Все это – «элементы знания», и между ними могут существовать отношения консонанса и диссонанса.
Еще один важный вопрос , касающийся когнитивных элементов, - это то, как они формируют содержание. Следует подчеркнуть, что один из наиболее важных факторов ,определяющих содержание когнитивных элементов, это фактор объективной реальности. Данные элементы являются отражением неких реалий. В общем и целом, они формируют индивидуальную реальность – физическую, социальную или психологическую, более-менее точно отображая существующую реальность (25).
Люди часто имеют когнитивные элементы, которые заметно отклоняются от действительности, или от того, как эту действительность видят другие.
Один из существенных аспектов применимости теориикогнитивного диссонанса –
-возможность понять те ситуации , в которых когнитивные элементы противоречат реальности.
Если такое несоответствие реальности имеет место, то имеет место и психологический дискомфорт и давление диссонанса на индивида. И нужно найти способ снятия или возможного уменьшения этого давления (25).
Отношения между когнитивными элементами.
1. Нерелевантные отношения. Два элемента могут просто не иметь между собой ничего общего и не пересекаться .В этом случае они будут не релевантными. Например, огороде бузина, а в Киеве –дядька. Такие отношения тоже существуют, но нас интересуют релевантные отношения.(27)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.