При изучении способов редукции диссонанса, моделировались ситуации диссонанса: предлагалась исходная ситуация , у которой было несколько альтернативных решений и испытуемый сам должен был выбрать свой вариант действий. После того, как выбор был сделан , говорилось , что другие ребята ( с высоким социальным статусом ) потупили противоположным образом и снова испытуемого спрашивали о его выборе . ( методика Мартина). Перед этим выявлялись предпочитаемые испытуемым способы поведения или выбор действий ( по методу Розенцвейга). Этот эксперимент показал, что более 80% детей с отклонениями в развитии предпочитают действия (реакции) ЕД с фиксацией на самозащите и реакции с фиксацией на удовлетворении потребностей NP . Причем, график шкалы ЕД указывает на то, что силы субъекта сосредоточены на защите своего «Я», а график NP указывает на недостаточную адекватность у испытуемых субъектов при решении проблем.
При исследовании редукции диссонанса у тех же испытуемых , выяснилось, что дети :1) редуцировали диссонанс путем увеличения достоинств выбранной альтернативы,1) игнорированием информации , если ребенок безразлично относился к противоречию между собственными ответами и навязываемыми со стороны .(24)
Дети с отклонениями в развитии гораздо в меньшей степени, чем дети с «нормой» развития ориентируются в своих поведенческих действиях на социальные нормы. У детей с отклонениями в развитии более предпочтительными в социальной ситуации явились такие способы редукции диссонанса , как : игнорирование информацией и отсутствие согласия ( менее дискомфортные) (24)
В учебной же ситуации дети с отклонениями в развитии склонны разрешать диссонанс способом «вынужденного согласия».
Таким образом ,экспериментальные данные свидетельствовали о том, что у детей с адекватной самооценкой и когнитивной зрелостью в процессе общения прослеживалась тенденция наряду со стремлением уменьшить противоречие , желание интериоризировать взгляды и ценности той социальной среды, в которой он находится ( способ редукции диссонанса – « вынужденное согласие»). Обладая высокой толерантностью к диссонансу, ребенок с гармоничной психикой принимает обратную негативную связь, выделяет в ней положительные моменты и проводит соответствующие изменения в своем поведении , так как обладает необходимыми для этого ресурса.(24
Для многих детей с отклонениями в развитии, в силу незрелости, недостаточности способов переработки информации, низким числом самоатрибуций характерны нерациональные способы редукции диссонанса. Чтобы сохранить состояние психологического комфорта , такие дети стремятся избегать проблемных ситуаций , как следствие этого, у них нет опыта разрешения эмоциогенных ( личностно важных) жизненных ситуаций, слабо продуктивные, неадекватные типы поведенческих реакций. Чтобы избежать внутреннего дискомфорта ребенок с дисгармоничной психикой стремиться избегать ситуаций принятия решений ( проявляя способ «вынужденного согласия»). Искусственно обесценивает для себя социальные ситуации ( проявляя способ «игнорирования ситуаций»), либо проявляет настойчивость в стиле поведения, не желая изменять свою систему взглядов и установок ( проявляя способ редукции диссонанса – «отсутствие согласия»).В учебной же ситуации такой ребенок предельно зависим от более компетентного участника деятельности.(13,24)
Таким образом, исследования показали, что низкая толерантность к когнитивному диссонансу является той психологической почвой , которая дает социально дезадаптивную личность (24)
1.3Психологические особенности детей детских домов.
Исходя из вышеизложенного, мы можем предполагать, что если теория когнитивного диссонанса объясняет некоторые аспекты личности у детей с отклонениями в развитии, то с достаточной долей вероятности эта теория может давать объяснение отклонения у детей, воспитывающихся в условиях депривации ( живущих в учреждениях госпитального типа) (4,12).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.