Два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, если по определенной причине , не соответствуют один другому.
Например, человек, находясь в окружении друзей испытывает опасения и неуверенность, значит между двумя когнитивными элементами существуют релевантные диссонантные отношения.
Диссонанс может существовать вследствие приобретенного опыта или неоправданных ожиданий, или по другим причинам. Побуждения и желания тоже могут быть факторами, определяющими, являются ли данные отношения диссонантными или нет.
Диссонанс между двумя когнитивными элементами может возникнуть:
1. По причине логической несовместимости. ( Взаимное отрицание строится на элементарной логике)
2. По причине культурных обычаев. Когнитивные элементы могут войти в противоречие с общепринятыми культурными нормами.
3. На основе прошлого опыта. Когда новый когнитивный элемент противоречит когнитивному элементу из прошлого опыта.
4. В процессе общения со значимыми людьми и т.д.(25)
Если в паре когнитивных элементов один из них приводит к подтверждению значения другого элемента, то отношения являются консонатными. Если один элемент не подтверждает и не опровергает значение другого, то это нерелевантные отношения.(25,27)
Степень диссонанса. Все диссонантные отношения имеют разную силу и интенсивность. С уверенностью можно предположить, что в жизни очень редко можно встретить пару релевантных когнитивных элементов, в которой диссонанс полностью отсутствует. И следовательно , каждый из людей регулярно и испытывает психологический дискомфорт , в основе которого лежит тот или иной диссонанс различной степени.(25)
Если подавляющее большинство релевантных элементов являются консонантными по отношению к , скажем, поведенческому элементу когнитивной системы, то степень диссонанса будет небольшой.,
А если доля элементов , консонантных по отношению к поведенческому элементу когнитивной системы меньше, чем доля диссонантных, то степень диссонанса, а соответственно и напряжения , будет выше. (25)
Следовательно, мы можем резюмировать вышеизложенное:
1. Если 2 когнитивных элемента релевантные по отношению друг к другу, то характер их отношений будет либо диссонантным, либо консонантным.
2. Степень диссонанса или консонанса увеличивается, вместе с увеличением важных элементов, входящих в данную в данную когнитивную систему.
3. Степень диссонанса, существующего между двумя системами когнитивных элементов, соответствует взвешенной пропорции релевантных отношений между двумя системами. ( Термин взвешенная пропорция использован потому, что каждое релевантное отношение зависит от важности включенных в нее элементов.)
Существование диссонанса порождает стремление к тому, чтобы уменьшить , а если это возможно, то и полностью устранить диссонанс. Интенсивность этого стремления зависит от интенсивности самого диссонанса.
Другими словами, диссонанс действует на поведение точно так же, как и мотив, потребность. Наличие диссонанса ведет к действиям , направленным на его уменьшение , так же как и чувство голода ведет к действиям , направленным на его устранение.(8, 24, 25)
Грубо говоря, вся наша жизнь является уменьшением когнитивных диссонансов и стремлением к консонантным отношениям.
Чем больше степень диссонанса, тем больше будет интенсивность действия, направленного на его уменьшение, тем сильнее будет склонность к избежанию любых ситуаций , которые могли бы увеличить степень диссонанса.
Уменьшить диссонанс можно разными способами, например, изменением поведенческих когнитивных элементов. Когда диссонанс возникает между когнитивным элементом и поведенческим когнитивным элементом, то он может быть устранен только с изменением поведенческого элемента. ( Грубо говоря, существует достаточно людей отказавшихся от табака, так как это вредно для здоровья).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.