Теория когнитивного диссонанса, страница 22

Кроме того, при исследовании способов редукции когнитивного диссонанса детьми детских домов, нами было выявлено,  что  данная категория детей точно так же как и при выборе игнорирующего поведения, предпочтительно редуцирует диссонанс такими, наиболее приемлемыми  для себя способами как: игнорирование информацией и  отстаивание собственного выбора. Это указывает на связь между способами редукции и особенностями поведения детей детских домов и  свидетельствует о том, что данная группа детей не обладает достаточным ресурсом для адекватной оценки и реагирования на  различные социальные ситуации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, мы можем сформулировать основные положения теории когнитивного диссонанса , которые будут заключены в следующем:

1. Возникновение диссонанса порождающего психологический дискомфорт будет побуждать индивида к попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности, достичь консонанса.

                  2.   В случае возникновения диссонанса помимо стремления к его уменьшению индивид будет стремиться избегать ситуаций и информации, которые могут привести  к его возрастанию.

3.  проявления подобного стремления состоят в:  изменении поведения, либо в  изменении отношения к среде, либо в поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс противоречия.(25)

Так как теория когнитивного диссонанса объясняет аспекты поведения человека, она может объяснить так же и процесс принятия решения , а точнее те проблемы, которые возникают после принятия решения. Исследователи ( Мартин) полагают , что существуют  три категории процесса осуществления выбора:

   -  предпочтение одной из предложенных альтернатив. Тенденция       оправдать альтернативу увеличивает степень удовлетворенности индивида ( разновидность механизма рационализации)

     -     конфликт  -  понимается как противоречие и  характеризуется значительными трудностями при осуществлении выбора, что бывает связано с весьма небольшой разницей в уровне привлекательности каждой из альтернатив

     -        безразличие – отсутствие ясно выраженного предпочтения одной из альтернатив. Решение в этом случае, будет иметь низкую значимость для субъекта.

В соответвии с классической теорией Фестингера , у индивида есть вероятные способы редуцировать диссонанс и тем самым снизить эмоциональное напряжение, возникающее у него после принятия решения:

1. Изменение собственного представления об объекте в соответствии с воспринятой информацией   и ожиданиями социального окружения вопреки личным желаниям и потребностям.

2. Отстаивание своей позиции по вопросу.

3. Игнорирование полученной информации и представление её ошибочной ( Беднер, Уэлс, Потерсон).

Кроме этого,  нами были рассмотрены особенности   личности и поведения депривированных детей (на примере детей детского дома).

Все это  мы рассмотрели для того, чтобы выявить возможную связь между способами редукции когнитивного диссонанса и  поведением депривированных детей.

Способность человека противостоять разного рода трудностям без утраты своей психологической адаптации зависит от его умения адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможностью находить выход из ситуации – с другой стороны. Предположительно, что адекватная личность  с высоким уровнем развития использует позитивные способы социального реагирования в своем поведении.

В проведенном нами исследовании мы изучили  особенности поведения депривированных детей  ситуациях, связанных с проявлением трудностей и  изучили способы редукции диссонанса у данной категории детей.

Проанализировав  данные исследования, мы можем констатировать , что специфика психической организации детей, воспитывающихся в условиях депривации позволяет им проявлять  ярко выраженные игнорирующий и агрессивный типы поведения в ситуациях общения как со взрослыми так и так и со сверстниками. В подтверждение способам поведения  дети детских домов при редукции диссонанса так же  отдают предпочтение игнорированию отстаиванию собственного выбора.