Кроме того, при исследовании способов редукции когнитивного диссонанса детьми детских домов, нами было выявлено, что данная категория детей точно так же как и при выборе игнорирующего поведения, предпочтительно редуцирует диссонанс такими, наиболее приемлемыми для себя способами как: игнорирование информацией и отстаивание собственного выбора. Это указывает на связь между способами редукции и особенностями поведения детей детских домов и свидетельствует о том, что данная группа детей не обладает достаточным ресурсом для адекватной оценки и реагирования на различные социальные ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, мы можем сформулировать основные положения теории когнитивного диссонанса , которые будут заключены в следующем:
1. Возникновение диссонанса порождающего психологический дискомфорт будет побуждать индивида к попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности, достичь консонанса.
2. В случае возникновения диссонанса помимо стремления к его уменьшению индивид будет стремиться избегать ситуаций и информации, которые могут привести к его возрастанию.
3. проявления подобного стремления состоят в: изменении поведения, либо в изменении отношения к среде, либо в поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс противоречия.(25)
Так как теория когнитивного диссонанса объясняет аспекты поведения человека, она может объяснить так же и процесс принятия решения , а точнее те проблемы, которые возникают после принятия решения. Исследователи ( Мартин) полагают , что существуют три категории процесса осуществления выбора:
- предпочтение одной из предложенных альтернатив. Тенденция оправдать альтернативу увеличивает степень удовлетворенности индивида ( разновидность механизма рационализации)
- конфликт - понимается как противоречие и характеризуется значительными трудностями при осуществлении выбора, что бывает связано с весьма небольшой разницей в уровне привлекательности каждой из альтернатив
- безразличие – отсутствие ясно выраженного предпочтения одной из альтернатив. Решение в этом случае, будет иметь низкую значимость для субъекта.
В соответвии с классической теорией Фестингера , у индивида есть вероятные способы редуцировать диссонанс и тем самым снизить эмоциональное напряжение, возникающее у него после принятия решения:
1. Изменение собственного представления об объекте в соответствии с воспринятой информацией и ожиданиями социального окружения вопреки личным желаниям и потребностям.
2. Отстаивание своей позиции по вопросу.
3. Игнорирование полученной информации и представление её ошибочной ( Беднер, Уэлс, Потерсон).
Кроме этого, нами были рассмотрены особенности личности и поведения депривированных детей (на примере детей детского дома).
Все это мы рассмотрели для того, чтобы выявить возможную связь между способами редукции когнитивного диссонанса и поведением депривированных детей.
Способность человека противостоять разного рода трудностям без утраты своей психологической адаптации зависит от его умения адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможностью находить выход из ситуации – с другой стороны. Предположительно, что адекватная личность с высоким уровнем развития использует позитивные способы социального реагирования в своем поведении.
В проведенном нами исследовании мы изучили особенности поведения депривированных детей ситуациях, связанных с проявлением трудностей и изучили способы редукции диссонанса у данной категории детей.
Проанализировав данные исследования, мы можем констатировать , что специфика психической организации детей, воспитывающихся в условиях депривации позволяет им проявлять ярко выраженные игнорирующий и агрессивный типы поведения в ситуациях общения как со взрослыми так и так и со сверстниками. В подтверждение способам поведения дети детских домов при редукции диссонанса так же отдают предпочтение игнорированию отстаиванию собственного выбора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.