Описание и проведение методики.
Методика предназначена для изучения личностных особенностей детей от 5 до 18 лет. Мы работали со второй модификацией ( от 9 – до 18 ). Модификация состоит из двух вариантов: для мальчиков и девочек, состоит из 26 черно-белых тематических рисунков , на которых изображены ситуации общения ребенка со взрослым- женщиной ( так как в традиционной системе воспитания и образования преобладают в качестве субъектов воспитания женщины); с родителями, со сверстниками. Все рисунки пронумерованы. Номера под рисунками обозначают следующее: первая цифра (римская)- серия, вторая (арабская)- порядковый номер рисунка в данной серии.
Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком, дети инструктировались следующим образом: « Тебе будет показан набор рисунков, я буду говорить от лица взрослого, родителей и детей, а ты будешь говорить от лица этого мальчика (девочки)», при этом, показывался персонаж. После инструкции поочередно предъявлялся набор рисунков. Подростки могли читать высказывания персонажей сами, ответ записывался исследователем на специальном бланке ( см. Приложение 2), при этом в графе «Примечания» фиксировалась экспрессия, вложенная в вербальное высказывание, для последующей интерпретации. Каждая серия рисунков заканчивалась рисунком, цель которого состояла в снятии фрустрации, провоцируемой предшествующими рисунками.
Ситуации , представленные в рисунках, можно разделить на две основные группы:
1). Ситуации, когда персонаж или два произносят негативные высказывания по отношению к субъекту.
2). Ситуации, когда высказывания по отношению к субъекту являются нейтральными или позитивными.
Первая группа позволяет определить как адаптированность ребенка к ситуации , так и характер реакций на депривацию самосознания.
Вторая группа рисунков в случае возникновения асоциальных реакций у ребенка позволяет более надежно диагностировать общий повышенный уровень фрустрированности.
Обработка результатов исследования.
Изначально все ответы оценивались с точки зрения готовности респондентов к общению с психологом по поводу графически представленных ситуаций. При готовности к общению выделились несколько типов поведения в ситуации фрустрирования ( по полярным парам):
· Активно включаемый- пассивный невключаемый ( в ситуацию фрустрации) тип поведения. При этом типе поведения оценка ситуации является значимой для респондента, проявляется живость эмоциональных и коммуникативных реакций. Зачастую, это может являться проявлением активных защитных реакций.
При невключаемом типе ситуация оценивается как малозначимая. Вероятной причиной такого поведения у данных испытуемых является пассивная защита.
· Адекватный – неадекватный тип поведения. Первый представляет социально-нормативную реакцию на ситуацию. Второй - нормативно искаженную.
Типичным примером неадекватного типа является извинение в ответ на оскорбление
· Лояльный – нелояльный тип поведения. Первый представляет корректную реакцию на ситуацию общения, второй- выделяет следующие формы поведения – агрессию по отношению. К фрустрирующему персонажу или его игнорирование.
· Тип поведения, направленный на преодоление препятствий в ситуации общения (фиксированный на ситуации фрустрации)- это высшая форма социального реагирования. В этом случае фрустрация детерминирует поведение субъекта.
Испытуемые предъявили следующие типы поведения при обследовании:
1. Ситуация общения со взрослыми
Игнорирующий тип поведения |
51 % |
Агрессивный тип поведения |
47,5% |
Неадекватный лояльный тип поведения |
1,5% |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.