Теория когнитивного диссонанса, страница 17

Описание и проведение методики.

Методика предназначена для изучения личностных особенностей детей от 5 до 18 лет. Мы работали со второй модификацией  ( от 9 – до 18 ). Модификация состоит из двух вариантов: для мальчиков и девочек, состоит из 26 черно-белых тематических рисунков , на которых изображены ситуации общения ребенка со взрослым- женщиной ( так как в традиционной системе воспитания и образования преобладают в качестве субъектов воспитания женщины); с родителями, со сверстниками. Все рисунки пронумерованы. Номера под рисунками обозначают следующее: первая цифра (римская)- серия, вторая (арабская)- порядковый номер рисунка в данной серии.

Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком, дети инструктировались следующим образом: « Тебе будет показан набор рисунков, я буду говорить от лица взрослого, родителей и детей, а ты будешь говорить от лица этого мальчика (девочки)», при этом, показывался персонаж. После инструкции поочередно предъявлялся набор рисунков. Подростки могли читать  высказывания персонажей сами, ответ записывался  исследователем на специальном бланке ( см. Приложение 2), при этом в графе «Примечания» фиксировалась экспрессия, вложенная в вербальное высказывание, для последующей интерпретации. Каждая серия рисунков заканчивалась рисунком, цель которого состояла в снятии фрустрации, провоцируемой предшествующими рисунками.

Ситуации , представленные в рисунках, можно разделить на две основные группы:

1). Ситуации, когда персонаж или два произносят негативные высказывания по отношению к субъекту.

2). Ситуации, когда высказывания по отношению к субъекту являются нейтральными или позитивными.

Первая группа позволяет определить как адаптированность ребенка к ситуации , так и характер реакций на депривацию самосознания.

Вторая группа рисунков в случае возникновения асоциальных реакций у ребенка позволяет более надежно диагностировать общий повышенный уровень фрустрированности.

Обработка результатов исследования.

Изначально  все ответы оценивались с точки зрения готовности респондентов к общению с психологом по поводу графически представленных ситуаций. При готовности к общению выделились несколько типов поведения в ситуации фрустрирования ( по полярным парам):

·  Активно включаемый- пассивный невключаемый ( в ситуацию фрустрации) тип поведения. При этом типе поведения  оценка ситуации является значимой для респондента, проявляется живость эмоциональных и коммуникативных реакций. Зачастую, это может являться проявлением активных защитных реакций.

При невключаемом типе  ситуация оценивается как малозначимая. Вероятной причиной такого поведения у данных испытуемых является пассивная защита.

·  Адекватный – неадекватный тип поведения. Первый представляет социально-нормативную реакцию на ситуацию. Второй - нормативно искаженную.

Типичным примером неадекватного типа является извинение в ответ на оскорбление

·  Лояльный – нелояльный тип поведения. Первый представляет корректную реакцию на ситуацию общения, второй-  выделяет  следующие формы поведения – агрессию по отношению. К фрустрирующему персонажу или его игнорирование.

·  Тип поведения, направленный на преодоление препятствий в ситуации общения (фиксированный на ситуации фрустрации)- это высшая форма социального реагирования. В этом случае фрустрация детерминирует поведение субъекта.

Испытуемые предъявили следующие типы поведения при обследовании:

1. Ситуация общения со взрослыми

Игнорирующий тип поведения

51 %

Агрессивный тип поведения

47,5%

Неадекватный лояльный тип поведения

1,5%