2. В ситуациях с родителями ( у нас с воспитателями) соотношение меняется:
Игнорирующий тип поведения |
39,5% |
Неадекватный лояльный тип поведения |
33% |
Агрессивный тип поведения |
27,5% |
3. В ситуациях со сверстниками.
Тип поведения |
Количество в % |
Примечания |
Активно включаемый адекватный нелояльный (агрессивный) |
(72,5%) |
Обычно следовало прямое оскорбление персонажей рисунка |
Активно включаемый адекватный лояльный (социально-нормативный) |
(2,5%) |
|
Активно включаемый адекватно нелояльный ( игнорирующий) |
(17,5) |
Типичным ответом испытуемых являлся ответ: «Ну и что?» |
Пассивный невключенный тип |
(7,5%) |
Характерными ответами являлись : «Отвернусь», «Уйду» и т.д. |
Активно включаемый , неадекватный лояльный, Социально-неразвитая адаптивная позиция |
(0%) |
Ни один из испытуемых не выбирал в ответах оправдание своих действий либо себя. |
Результаты обработки ответов испытуемых заносились в специальный бланк (См. Приложение 3). Индивидуальные данные сопоставлялись с соответствующим профилем, и изучалось соотношение типов поведения у конкретного испытуемого.
При сопоставлении серий с различными персонажами видно, что наибольшее количество агрессивных реакций направлено на сверстников . Ко взрослым и воспитателям (родителям) проявляются неадекватные лояльные реакции, в то время ,как к сверстникам ( другим детям ) такие реакции испытуемые не демонстрировали вообще.
Нам представляется, эти данные подтверждают ,что условия депривации непосредственно влияют на характер отклонений в поведении детей детских домов.
Пример.
Проявление типов реакции на ситуацию общения (ситуацию фрустрации) у мальчиков 11-17 лет ( в %)
(Таблица-1)
№ рисунка |
Тип реакций |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Первая Серия 1 2,9 8,6 22,8(2)* 57,1(1) 8,6 2 5,7 2,9 45,7 (1) 40,0 (2) 5,7 3 11,4 5,7 31,5(2) 40,0(1) 11,4 4А 11,4 (3) 17,1 (2) 65,8 (1) 5,7 4Б 11 (3) 2,9 30,0 (2) 50,0(1) 5,7 6 71,5 11,4(2) 44,8(1) 11,4(2,5) в целом по серии 5,2 17,2 (3) 24,7 (2) 44,8(1) 8,1 вторая серия 1 2,9 34,3 (2) 25,7(3) 37,1(1) 2 14,3 37,2 (1) 31,4(2) 17,1(3) 3 5,7 65,7 (1) 14,3(2,5) 14,3 (2,5) 4 2,9 5,7 80,0(1) 8,5 2,9 5А 8,6 51,4(1) 17,1(3) 22,9(2) 5Б 2,9 82,8(1) 11,4(2) 2,9 в целом по серии 1,9 11,0 (3) 46,2(1) 30,9(2) 10,0(4) третья серия 1 2,9 54,3(1) 31,4(2) 11,4(3) 2 2,9 88,5(1) 5,7 2,9 3 5,7 31,4(2) 57,2(1) 5,7 4 85,7(1) 5,7 8,6 5 5,7 42,9(1) 28,6 (2) 22,8(3) 6 54,4(1) 17,1 (2,5) 11,4 17,1(2,5) в целом по серии 11,9(3) 39,1(1) 37,6(2) 11,4(4) в целом по всем рисункам 2,4 13,4(3) 43,4(1) 31,0(2) 9,8 * ранговое место преобладающих реакций |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.