Таким образом, мы можем констатировать отличие цифровых усредненных данных в таблицах С.Розенцвейга с полученными результатами.
Вышеизложенные таблицы ( 1 по 4) позволяют сделать вывод о том, что воспитанники детских домов дают сильно отличающуюся частоту проявлений тех или иных способов поведения в ситуациях общения от усредненных данных детей воспитывающихся в условиях семьи ( вне зависимости от половой принадлежности). Это подтверждает факт общего отклонения в поведении, и специфических навыках общения у детей из детских домов.
Второй этап.
Второй этап состоял из изучения способов возможной редукции когнитивного диссонанса у испытуемых. Для этого моделировались ситуации диссонанса: испытуемым ( каждому – индивидуально предлагалась исходная ситуация, у которой было несколько альтернативных действий. ( Методика С. Розенцвейга, 1 этап). После того, как испытуемый самостоятельно выбирал вариант действий, ему говорилось, что другие испытуемые ( социально значимые для него ) выбирали другой вариант действий, и снова испытуемого спрашивали : какой из предложенных вариантов действий он предпочтет (по методу Мартина).
Результат исследования.
Согласно теории диссонанса, наиболее возможные варианты редукции , которые проявлялись испытуемыми на втором этапе исследования, заключались в следующем:
- Ребенок мог изменить решение в пользу предложенного , и аннулировать собственное ( проявление конформизма)
- Увеличить привлекательность собственной позиции ( аргументировать ранее выбранный вариант действий)
- Проигнорировать полученную информацию.
При обработке результатов нами были получены следующие данные:
Таблица-5
Способы редукции Диссонанса |
Количество испытуемых |
1. Изменение решения в пользу предложенного |
(10%) |
2. Отстаивание собственного выбора (аргументация) |
(23,75%) |
3.Игнорирование |
(66,25%) |
Как видно из диаграммы, большинство испытуемых при редукции диссонанса использовали наименее травмирующие Я-концепцию и собственные установки способы – игнорирование и аргументацию собственных действий, в то время как процент детей, которые использовали способ изменений собственных представлений об объекте в соответствии с ожиданиями социального окружения небольшой – 10 % от общего количества.
Следовательно, мы можем констатировать, что у данной группы испытуемых детей наиболее предпочтительным способом редукции когнитивного диссонанса будет являться игнорирование информацией. Причиной этого , как нам кажется, могут служить условия депривации, которые сказываются поведении детей в различных ситуациях, а так же, недостаточность ресурса для быстрой и адекватной оценки поступающей информации ( так как большинство детей имеют отклонения в развитии)
Выводы.
В проведенном исследовании частично осуществлено изучение влияния когнитивного диссонанса на способы поведения детей детских домой и школ- интернатов.
Анализ полученных результатов , представленных в исследовании, позволяет сделать вывод о том, что специфика психической организации детей, воспитывающихся и проживающих в условиях депривации позволяет им проявлять достаточно однобокие типы поведенческих реакций в ситуациях фрустрации. В редких случаях эти дети будут проявлять высокие позитивные формы социально-нормативной поведенческой реакции . Более частыми будут проявления агрессии, игнорирование, поиск виновных и осуждение внешних обстоятельств, и неадаптивная, пассивная форма реагирования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.