2. конфликт- характеризуется значительными трудностями при осуществлении выбора, что бывает вызвано весьма небольшой разницей в уровне привлекательности каждой из альтернатив;
3. Безразличие – отсутствие ясно выраженного предпочтения одной из альтернатив. Решение имеет низкую значимость для субъекта.(8)
Второй тип принятия решение будет вызывать наибольший дискомфорт. Если после принятия решения возникает диссонанс – проявляется стремление его уменьшить. Результатом такого процесса является стабилизация принятого решения и гармонизация эмоционального состояния.
Таким образом, при обсуждении проблемы выбора между двумя взаимоисключающими, но являющимися в равной степени привлекательными альтернативами само по себе принятие решения – «половина проблемы». Неудовлетворенность и психическая напряженность , которые возникают при этом требует дополнительных когнитивных действий. Для «реструктуризации», « переоценки альтернатив». Если данный процесс – редукции когнитивного диссонанса осуществляется рациональным способом, то происходит разрешение диссонанса. В противном случае мы можем наблюдать увеличение диссонанса и как следствие, возрастание негативной напряженности, повышения уровня тревожности, дискомфорт и т.д.
В соответствии с классической теорией диссонанса у индивида есть ряд способов редуцировать диссонанс и тем самым снизить эмоциональное напряжение, возникающее у него после принятия решения:
1. изменение собственного представления об объекте в соответствии с воспринятой информацией и ожиданиями социального окружения вопреки личным желаниям и потребностям;
2. отстаивание собственной позиции по вопросу;
3. игнорирование полученной информации и представление её ошибочной.
Представляется , что наиболее травматичным для эмоционального состояния индивида будет являться первый способ редукции диссонанса. Два других являются оптимальными для гармонизации психического состояния субъекта.(25)
Возможно предположить, что поскольку у детей с отклонениями в развитии нет достаточного ресурса для быстрой и адекватной оценки информации при принятии решения, они чаще обычного будут склонны к изменению собственных когниций в пользу оппозиционных. Это нерациональный способ редукции диссонанса, так как он связан с неспособностью изменить ситуацию к лучшему ( Bednar ,Wells & Poterson, 1991).
В соответствии с этой позицией, исследователями Красноярского университета было проведено исследование по изучению особенностей переработки информации, а так же типов реагирования и способов редукции когнитивного диссонанса детей с различной психической организацией – с нормой и с отклонениями в развитии – дошкольного возраста и младшего школьного возраста. (24) Для определения специфики переработки информации детьми с отклонениями, было осуществлено изучение уровня сформированности процессов антиципации и диалектического мышления, с использованием стандартных тестовых заданий на когнитивную сферу. А для изучения сформированнности диалектического мышления были использованы методики Н.Е. Вераксы.(24) Полученные данные свидетельствовали о том, что только 20% детей с задержкой психического развития и 41 % детей с общими нарушениями речи показали способность к предвосхищению ( т.е. предвидеть результаты своих действий), остальные дети ( большинство) отвечали не правильно ил наугад. Более половины детей с ЗПР и около трети детей с ОНР не смогли установить противоречивые характеристики предмета ( объекта) ( дерево большое – цветок маленький).(24)
По уровню развития диалектического мышления ( в противоположных свойствах объекта ребенком начинает выделяться момент перехода от одного свойства к другому: сейчас мальчик маленький , но когда вырастет будет большим), дети с ЗПР и ОНР статистически не отличаются от уровня контрольной группы детей с нормальным уровнем развития.(23,24)
«Только 29% детей с ОНР показали способность к диалектическому опосредованию – умению вычленять и удерживать в сознании противоположные свойства, входящие в сущностную характеристику объекта ( он хороший математик, но слабый литератор). У учащихся с ЗПР данный уровень мышления оказался не сформированным вообще.»- Терентьева В.И (24)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.