Эмпирическое исследование влияния регулярного просмотра реалити-шоу на формирование Я-концепции подростков

Страницы работы

Содержание работы

Глава 4. Эмпирическое исследование влияния регулярного просмотра реалити-шоу на формирование Я-концепции подростков.

4.1. Гипотезы исследования.

Гипотеза исследования №1: если участник реалити-шоу становится значимым для подростка, то он оказывает большее влияние на построение Я-концепции подростка, чем родители и значимый сверстник.

Гипотеза исследования №2: если участник реалити-шоу становится значимым для подростка, то он в большей степени оказывает влияние на построение поведенческого и когнитивного компонентов Я-концепции. 

4.2. Методики исследования.

1. Опросник «Телевизионная передача в вашем доме» Матвеевой Т.Л.В., Третьякова Н.Н. [27].

2. Символическая проективная проба «Круги отношений», входящая с состав методики «Символические задания на выявление  «социального Я»» (The Self Social Symbol Tasks – Long B., Ziller R., Henderson R., 1968).

3. Тематические сочинения «Каким я вижу себя сейчас?», «Каким бы я хотел быть?», «Каким я вижу значимого сверстника?», «Какими я вижу моих родителей (маму и папу)?», «Каким я вижу своего любимого героя реалити-шоу?»

4. Свободные самоописания и описание своих близких на темы: «Какой Я?», «Каким бы я хотел быть?», «Каким я вижу своего сверстника?», «Какими я вижу моих родителей?», «Каким я вижу своего любимого героя реалити-шоу?».

4.3. Процедура исследования.

В исследовании приняли участие подростки 13-14 лет. Всего удалось привлечь 118 подростков.

Первый этап. На этом этапе исследования участникам предлагался опросник  «Телевизионная передача в вашем доме», разработанный в 1985 году доктором психологических наук Матвеевой Л.В. и ее коллегой Третьяковым Н.Н. [27].

 Применение данной методики было направлено на решение следующих задач:

1.  Выявить две группы подростков: экспериментальную (регулярно смотрящих реалити-шоу) и контрольную (не смотрящих реалити-шоу).

2.  Определить героев реалити-шоу, полюбившихся подросткам.

Второй этап. На данном этапе проводилось определение степени психологической близости, как признака психологической значимости между подростками, их родителями (мама и папа), сверстником и героем реалити-шоу при помощи символической проективной пробы «Круги отношений», входящей с состав методики «Символические задания на выявление  «социального Я»» (The Self Social Symbol Tasks – Long B., Ziller R., Henderson R., 1968). В этом задании испытуемым предлагалось нарисовать круги в любом месте листа, обозначающие его самого, его родителей в отдельности, сверстника и героя реалити-шоу. Разработчики методики исходили из того, что физическая дистанция на листе бумаги между кругами может быть интерпретирована как психологическая дистанция. Чем ближе круги друг к другу, тем сильнее «Мы».

Инструкция: «Вам предлагается нарисовать ваши отношения в виде кругов (круги – это ты, ваши родители, сверстник и герой реалити-шоу). Размер кругов и их расстояние можете выбрать сами».

Применение этой методики позволило сформировать выборку, состоящую из трех групп испытуемых:

1.  Первая контрольная – подростки, не смотрящие реалити-шоу (57 человек).

2.  Вторая контрольная – подростки, смотрящие реалити-шоу, но для которых герой не значим (25 человек).

3.  Экспериментальная – подростки, смотрящие реалити-шоу, для которых герой является значимым (36 человек).

Разделение на группы необходимо для проведения в дальнейшем сравнений самоописаний трех групп испытуемых. Найденные различия будут объясняться воздействием информации, полученной при просмотре реалити-шоу. 

Третий этап. Свободные самоописания и описание своих близких на темы: «Какой Я?», «Каким бы я хотел быть?», «Каким я вижу своего сверстника?», «Какими я вижу моих родителей?», «Каким я вижу своего любимого героя реалити-шоу?». Испытуемым предлагалось перечислить как можно больше качеств выше указанных людей.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
80 Kb
Скачали:
10