Эмпирическое исследование влияния регулярного просмотра реалити-шоу на формирование Я-концепции подростков, страница 2

Четвертый этап. Предполагал написание участниками сочинений на следующие темы: «Каким я вижу себя сейчас?», «Каким бы я хотел быть?», «Каким я вижу значимого сверстника?», «Какими я вижу моих родителей?», «Каким я вижу своего любимого героя реалити-шоу?»

Тематические сочинения использовались в сочетании со свободными описаниями и давали материал для выделения качеств, составляющих образ описываемого человека. Что позволяло определить наличие влияния образов значимых других на Я-концепцию подростка. При этом играла важную роль форма получения данных от испытуемых. Данные методики позволяют в свободной форме выявить необходимые компоненты Я-концепции, при этом заранее не предопределены качества, которые отметят подростки.

Цели третьего и четвертого этапов исследования были следующие:

1. Установление влияния качеств значимых телегероев на формирование поведенческого, когнитивного и эмоционального компонентов Я-реального и Я-идеального подростка.

2. Сравнение степени влияния качеств родителей, значимых сверстников и значимых телегероев на различные компоненты Я-концепции подростков. 

3. Выявить те качества Я-концепции, которые могут сформироваться у подростков при просмотре реалити-шоу.

4.4. Результаты исследования.

4.4.1. Сравнение степени влияния качеств родителей, сверстников и телегероев на различные компоненты Я-концепции подростков.  

В результате обработки данных, полученных из тематических сочинений и свободных самоописаний и описаний своих близких, были составлены сводные таблицы наиболее часто встретившихся в описаниях качеств, входящих в Я-реальное и Я-идеальное подростков, на которые влияют родители, сверстники или телевизионные герои. А так же вычислены степени соответствия, исходя из которых были сделаны выводы о влияниях родителей, сверстников и героев реалити-шоу на Я-концепцию подростков. Степени соответствия выражают долю качеств, указанных подростком в самоописаниях, соответствующих качествам, названным в образах значимых людей.

Таблица 1. Общие степени соответствия качеств подростков качествам родителей, сверстников и героев реалити-шоу, полученных из тематических сочинений и самоописаний.

Степени соответствия

Я-реальное подростка

Я-идеальное подростка

Я-реальное подростка  - образ родителей

Я-реальное подростка  - образ сверстника

Я-реальное подростка  - образ телегероя

Я-идеальное подростка  - образ родителей

Я-идеальное подростка  - образ сверстника

Я-идеальное подростка  - образ телегероя

1.Смотрят реалити-шоу, герой значим.

0,59

0,60

0,90

0,38

0,89

0,98

2.Смотрят реалити-шоу, герой не значим.

0,51

0,77

0,60

0,24

0,84

0

3.Не смотрят реалити-шоу.

0,59

0,29

---------

0,45

0,47

---------