Эмпирическое исследование влияния регулярного просмотра реалити-шоу на формирование Я-концепции подростков, страница 3

Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать следующие заключения:

1.  Влияние телегероев на подростков, смотрящих реалити-шоу, очень велико: степень соответствия с Я-реальным - 0,9 и с Я-идеальным - 0,98. Причем для таких подростков среднее влияние на Я-реальное и родителей (0,59), и сверстников (0,6). На Я-идеальное же влияние родителей мало (0,38). Наибольшее же влияние оказывают сверстник (0,89) и телегерой (0,9).

2.  На подростков, смотрящих реалити-шоу, но не имеющих значимых телегероев, наибольшее влияние оказывают сверстники: влияние на Я-реальное (0,77) и на Я-идеальное (0,84). Возможно, просмотр реалити-шоу для таких подростков служит в дальнейшем темой для общения со сверстниками, что и способствует большему сближению сверстников и взаимному влиянию на Я-концепции. Так как по данным степени соответствия качеств испытуемых подростков и их сверстников гораздо выше у подростков, смотрящих реалити-шоу, чем у не смотрящих. Среднее влияние телегероя происходит только на Я-реальное (0,6) и полностью отсутствует на Я-идеальное. Влияние же родителей на Я-реальное таких подростков среднее (0,51) и очень малое на Я-идеальное (0,24).

3.  На Я-идеальное подростков, не смотрящих реалити-шоу, родители и сверстники оказываю среднее влияние. Так же сохраняется среднее влияние родителей на Я-реальное, а влияние сверстников очень мало. Что позволяет ставить вопрос о наличии о наличии других факторов, не входящих в рамки исследования, влияющих на Я-концепцию таких подростков.

4.4.2. Влияние качеств родителей, сверстников и телегероев на поведенческий, когнитивный аффективный компоненты Я-реального и Я-идеального подростков.

Опираясь на представления Р. Бернса [6], мы вслед за ним выделяем в Я-концепции следующие компоненты: Я-реальное и Я-идеальное, а так же когнитивный,

аффективный и поведенческий. Под Я-реальным мы будем понимать установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, статус, каков он на самом деле. Под Я-идеальным - представление о том, каким индивид хотел бы быть. Стоит определить также, что мы будем понимать под аффективным, когнитивным и поведенческим компонентами Я-концепции.

1.  Когнитивный компонент – представление о себе, набор любых атрибутивных, ролевых, статусных, психологических характеристик индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п.

2.  Аффективный компонент – оценка этого представления, которая обладает различной интенсивностью, т.к. черты образа вызывают более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением данных черт. Источником оценки является субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных вами в течение жизни. Они могут иметь как положительную (смелый, умный, надежный), так и отрицательную оценку (скучный, ленивый, глупый).

3.  Поведенческий компонент – действие, которое вызывается образом Я и самооценкой (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т.д.).

Анализируя тематические сочинения и свободные самоописания, мы выявляем качества сравниваемых образов и оцениваем их согласно приведенным определениям.

Таблица 2. Качества, отражающие влияние образов родителей и сверстников на Я-реальное и Я-идеальное подростков, не смотрящих реалити-шоу (первая контрольная группа).

Я-реальное подростка

Я-идеальное подростка

Влияние родителей

Влияние сверстника

Влияние родителей

Влияние сверстника

1.Занимается спортом

2.Занятой

3.Общительный

4.Гордый

5.Добрый

6.Веселый

7.Юморной

8.Интеллектуальный

9.Умный

10.Хороший

11.Трудолюбивый

12.Красивый

13.Смышленый

14.Загадочный

15.Усердный

16.Любящий автомобили

1.Верный

2.Поддерживающий

3.Надежный

4.Занятый

5.Умный

6.Хорошо учащийся

7.Занимается спортом

8.Пример для младших братьев и сестер

1.Занимается спортом

2.Уважаемый

3.Добившийся успехов в профессии

4.Сильный

5.Умный

6.Добрый

7.Красивый

1.Талантливый

2.Общительный

3.С высшим образованием

4.С престижной работой

5.С высокой зарплатой

6.Создать семью

7.Хорошо закончивший школу