Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать следующие заключения:
1. Влияние телегероев на подростков, смотрящих реалити-шоу, очень велико: степень соответствия с Я-реальным - 0,9 и с Я-идеальным - 0,98. Причем для таких подростков среднее влияние на Я-реальное и родителей (0,59), и сверстников (0,6). На Я-идеальное же влияние родителей мало (0,38). Наибольшее же влияние оказывают сверстник (0,89) и телегерой (0,9).
2. На подростков, смотрящих реалити-шоу, но не имеющих значимых телегероев, наибольшее влияние оказывают сверстники: влияние на Я-реальное (0,77) и на Я-идеальное (0,84). Возможно, просмотр реалити-шоу для таких подростков служит в дальнейшем темой для общения со сверстниками, что и способствует большему сближению сверстников и взаимному влиянию на Я-концепции. Так как по данным степени соответствия качеств испытуемых подростков и их сверстников гораздо выше у подростков, смотрящих реалити-шоу, чем у не смотрящих. Среднее влияние телегероя происходит только на Я-реальное (0,6) и полностью отсутствует на Я-идеальное. Влияние же родителей на Я-реальное таких подростков среднее (0,51) и очень малое на Я-идеальное (0,24).
3. На Я-идеальное подростков, не смотрящих реалити-шоу, родители и сверстники оказываю среднее влияние. Так же сохраняется среднее влияние родителей на Я-реальное, а влияние сверстников очень мало. Что позволяет ставить вопрос о наличии о наличии других факторов, не входящих в рамки исследования, влияющих на Я-концепцию таких подростков.
4.4.2. Влияние качеств родителей, сверстников и телегероев на поведенческий, когнитивный аффективный компоненты Я-реального и Я-идеального подростков.
Опираясь на представления Р. Бернса [6], мы вслед за ним выделяем в Я-концепции следующие компоненты: Я-реальное и Я-идеальное, а так же когнитивный,
аффективный и поведенческий. Под Я-реальным мы будем понимать установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, статус, каков он на самом деле. Под Я-идеальным - представление о том, каким индивид хотел бы быть. Стоит определить также, что мы будем понимать под аффективным, когнитивным и поведенческим компонентами Я-концепции.
1. Когнитивный компонент – представление о себе, набор любых атрибутивных, ролевых, статусных, психологических характеристик индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п.
2. Аффективный компонент – оценка этого представления, которая обладает различной интенсивностью, т.к. черты образа вызывают более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением данных черт. Источником оценки является субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных вами в течение жизни. Они могут иметь как положительную (смелый, умный, надежный), так и отрицательную оценку (скучный, ленивый, глупый).
3. Поведенческий компонент – действие, которое вызывается образом Я и самооценкой (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т.д.).
Анализируя тематические сочинения и свободные самоописания, мы выявляем качества сравниваемых образов и оцениваем их согласно приведенным определениям.
Таблица 2. Качества, отражающие влияние образов родителей и сверстников на Я-реальное и Я-идеальное подростков, не смотрящих реалити-шоу (первая контрольная группа).
Я-реальное подростка |
Я-идеальное подростка |
||
Влияние родителей |
Влияние сверстника |
Влияние родителей |
Влияние сверстника |
1.Занимается спортом 2.Занятой 3.Общительный 4.Гордый 5.Добрый 6.Веселый 7.Юморной 8.Интеллектуальный 9.Умный 10.Хороший 11.Трудолюбивый 12.Красивый 13.Смышленый 14.Загадочный 15.Усердный 16.Любящий автомобили |
1.Верный 2.Поддерживающий 3.Надежный 4.Занятый 5.Умный 6.Хорошо учащийся 7.Занимается спортом 8.Пример для младших братьев и сестер |
1.Занимается спортом 2.Уважаемый 3.Добившийся успехов в профессии 4.Сильный 5.Умный 6.Добрый 7.Красивый |
1.Талантливый 2.Общительный 3.С высшим образованием 4.С престижной работой 5.С высокой зарплатой 6.Создать семью 7.Хорошо закончивший школу |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.