Управление производительностью труда на предприятии (на примере ОАО "Деревообрабатывающий завод № 1"), страница 5

1.7. Анализ финансовой деятельности ОАО “ДОЗ №1”

1.7.1 Анализ доходности (рентабельности).

            Доходность ОАО характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли (доходов).  Относительный показатель – уровень рентабельности.       Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности предприятий, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости:

Р = П / И * 100                                                                                       (1)

где  П – прибыль от реализации продукции;

        И – себестоимость продукции.

1.7.2. Анализ затрат

Проведенный анализ дает основание говорить, что одной из причин отсутствия доходности является рост уровня себестоимости.

  На величину себестоимости влияют различные факторы, которые можно свести в две группы. Первая группа – внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики страны и не зависящие от деятельности предприятия. Влияние этой группы факторов проявляется в уровне цен на сырье, материалы, оборудование, энергоносители, тарифы на транспорт, а так же в ставках арендной платы, нормах амортизационных отчислений, отчислений на социальное страхование, на медицинское страхование и др.

Вторая группа – внутренние факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности ОАО, с предпринимательской активностью. К этим факторам относятся: объем выручки от реализации, формы и системы оплаты труда. Улучшение использования основных фондов и оборотных средств. Изменение объема выпуска или реализации любого вида продукции связано с изменением прибыли. Значимой является та часть затрат и выгод, которая изменяется при изменении объема производства данной продукции. Поэтому для определения объема выпуска необходимо  систематизировать затраты, подразделив их на постоянные (не зависящие от объема производства) и переменные (изменяющиеся пропорционально объему выпуска). Такое же подразделение затрат имеет место и по отношению к объему выручки.

Условно-постоянными называются затраты, сумма которых не меняется при изменении выручки от реализации продукции. Условно-постоянные затраты необходимы для того, чтобы предприятие в любой момент времени было готово начать производство. К этим затратам относят:

Расходы на содержание производственных помещений;

Расходы на содержание материальных запасов;

Расходы на содержание управленческого персонала;

Расходы на содержание и обслуживание вспомогательных подразделений;

Расходы на содержание склада отдела снабжения;

Расходы на содержание склада готовой продукции;

Расходы на оплату электроэнергии и тепла.

Если предприятие по каким либо причинам в течении года совсем не выпускает продукции, то убытки фирмы будут равны сумме условно-постоянных затрат предприятия. Величина этих убытков является минимальным риском убытков фирмы.

 Условно-переменные затраты – это группа затрат непосредственно связанных с изготовлением продукции. Условно-переменными эти затраты называются потому, что их величина зависит от количества изготавливаемых изделий. К этим затратам относятся:

Стоимость материалов;

Стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;

Основная заработная плата основных производственных рабочих;

Начисления на основную заработную плату;

Отчисления на социальные нужды.

Условно-переменные затраты являются базой для расчета нижней границы цены изделий.

Таблица 1.

      Условно-постоянные затраты. 

№п/п

Наименование показателя

2000 г.

тыс. руб.

1999г.

тыс. руб.

Отклонения,

тыс. руб.

1

2

3

4

5

1

Амортизация основных средств

3639

694

2945

2

Прочие затраты

1777

5270

-3493

ИТОГО

5416

5964

-548