1.7. Анализ финансовой деятельности ОАО “ДОЗ №1”
1.7.1 Анализ доходности (рентабельности).
Доходность ОАО характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности предприятий, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости:
Р = П / И * 100 (1)
где П – прибыль от реализации продукции;
И – себестоимость продукции.
1.7.2. Анализ затрат
Проведенный анализ дает основание говорить, что одной из причин отсутствия доходности является рост уровня себестоимости.
На величину себестоимости влияют различные факторы, которые можно свести в две группы. Первая группа – внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики страны и не зависящие от деятельности предприятия. Влияние этой группы факторов проявляется в уровне цен на сырье, материалы, оборудование, энергоносители, тарифы на транспорт, а так же в ставках арендной платы, нормах амортизационных отчислений, отчислений на социальное страхование, на медицинское страхование и др.
Вторая группа – внутренние факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности ОАО, с предпринимательской активностью. К этим факторам относятся: объем выручки от реализации, формы и системы оплаты труда. Улучшение использования основных фондов и оборотных средств. Изменение объема выпуска или реализации любого вида продукции связано с изменением прибыли. Значимой является та часть затрат и выгод, которая изменяется при изменении объема производства данной продукции. Поэтому для определения объема выпуска необходимо систематизировать затраты, подразделив их на постоянные (не зависящие от объема производства) и переменные (изменяющиеся пропорционально объему выпуска). Такое же подразделение затрат имеет место и по отношению к объему выручки.
Условно-постоянными называются затраты, сумма которых не меняется при изменении выручки от реализации продукции. Условно-постоянные затраты необходимы для того, чтобы предприятие в любой момент времени было готово начать производство. К этим затратам относят:
Расходы на содержание производственных помещений;
Расходы на содержание материальных запасов;
Расходы на содержание управленческого персонала;
Расходы на содержание и обслуживание вспомогательных подразделений;
Расходы на содержание склада отдела снабжения;
Расходы на содержание склада готовой продукции;
Расходы на оплату электроэнергии и тепла.
Если предприятие по каким либо причинам в течении года совсем не выпускает продукции, то убытки фирмы будут равны сумме условно-постоянных затрат предприятия. Величина этих убытков является минимальным риском убытков фирмы.
Условно-переменные затраты – это группа затрат непосредственно связанных с изготовлением продукции. Условно-переменными эти затраты называются потому, что их величина зависит от количества изготавливаемых изделий. К этим затратам относятся:
Стоимость материалов;
Стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;
Основная заработная плата основных производственных рабочих;
Начисления на основную заработную плату;
Отчисления на социальные нужды.
Условно-переменные затраты являются базой для расчета нижней границы цены изделий.
Таблица 1.
Условно-постоянные затраты.
№п/п |
Наименование показателя |
2000 г. тыс. руб. |
1999г. тыс. руб. |
Отклонения, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Амортизация основных средств |
3639 |
694 |
2945 |
2 |
Прочие затраты |
1777 |
5270 |
-3493 |
ИТОГО |
5416 |
5964 |
-548 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.