Анализируя типы поведения и переживания наших испытуемых в профессиональной среде, можно отметить, что для всех типов характерно стремление к профессиональному росту (шк. 2), готовность отдать все свои силы выполнению профессиональных задач (шк. 3), низкая способность к релаксации и отдыху после работы (шк.5). Как для типа А, так и для типа G характерным являются высокое субъективное значение деятельности (шк.1), экстремальная концентрация на качестве выполняемых обязанностей, т.е. стремление к совершенству (шк.4).
Очевидно эти качества являются профессионально характерными для врачей-акушеров родильных домов, непосредственно ориентированных на практическую деятельность.
Тип S отличает невысокое субъективное значение профессиональной деятельности (шк. 1), более экономное и бережливое отношение к собственным энергетическим затратам по сравнению с типами А и G (шк. 3), средним уровнем мотивации (шк. 4) и при этом удовлетворенность результатами своего труда (шк.9). однако, как замечают авторы методики, такая «экономная» стратегия поведения эффективна лишь в ограниченных временных рамках, в длительной перспективе вероятно возрастание профессиональной неудовлетворенности на фоне успешности других людей (Т.И. Рогинская, 2002). Наша респондентка, имеющая «Экономный» тип поведения в профессии, является молодым специалистом со стажем работы менее трех лет.
Для «Здорового» типа акушеров характерно конструктивное преодоление ситуаций неудач и поражений, которое является стимулом для поиска активных стратегий их преодоления (шк. 6-7); чувство психической стабильности и равновесия (шк.8). при высоком уровне профессиональных амбиций и стремления к совершенству отмечается удовлетворенность своими профессиональными достижениями и общая жизненная удовлетворенность с учетом профессионального успеха. Обобщая, можно представить тип G как «образец положительной установки на выполнение деятельности, усиленной мобилизирующим воздействием положительных эмоций» (Т.И. Рогинская).
Тип риска А характеризует меньший уровень мотивации к профессиональному росту по сравнению с типом G (шк. 2), не способность к релаксации и отдыху после работы (шк. 5), неконструктивная тактика решения проблем, низкая устойчивость к фрустрации и стрессу (шк. 6-7), низкая психическая стабильность (шк. 8). Высокий уровень негативных эмоций является следствием психической перегрузки, крайне высоким стремлением к совершенству и к качественному выполнению профессиональных обязанностей (шк. 4) и связанной с этим неудовлетворенностью эффективностью своей деятельности (шк. 9). Таким образом, налицо конфликт между стратегией альтруизма, т.е «бескорыстное жертвование своими интересами» (С.Л. Братченко, 1997) и неудовлетворенным желанием высокой общественной оценки, что ведет к быстрому развитию симптомов выгорания.
Среди наших испытуемых – акушеров родильных домов – не оказалось лиц с характерным «Типом выгорания» (В). анализируя результаты, полученные по «Опроснику поведения и переживания, связанного с работой» (см. Приложение 1), можно отметить, что для ряда респондентов возможным было бы отнести их к данному типу, но наличие либо конструктивной тактики решения проблем (№ 2, 17), либо психической устойчивости и чувства успешности в деятельности (№ 6), либо экономный тип энергозатрат и мотивации (№ 7), либо средние показатели субъективного значения деятельности и стремления к профессиональному росту (№ 16) не позволило нам расценить их тип поведения в профессиональной деятельности как «Тип выгорания». Можно предположить, что для врачей-акушеров родильных домов не характерно наличие типичного «выгорания» в профессии, так как в состоянии профессиональной дезадаптации, чем является синдром эмоционального выгорания, они не в состоянии будут работать на «передовом фронте» акушерства и уходят из родильных домов на более эмоционально, энерго- и психически сберегающие должности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.