В зависимости от специфики решаемых практических задач нами применялись такие методы и методики исследования, как:
· Методика «Направленность личности в общении» (НЛО-А) С.Л. Братченко, 1987, которая позволяет исследовать стратегическую личностно-смысловую установку и ценностные ориентации личности в сфере межличностного общения.
· Проективная методика Hand-тест Э. Вагнера, 1962/1995. позволившая выявить личностные поведенческие тенденции врачей-акушеров в межличностном взаимодействии.
· Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM) Т.И. Рогинской, 2002.
Учитывая влияние симптомов профессиональной дезадаптации на профессиональную деятельность врача и тем самым на пациента (негативное отношение к ним, отсутствие психологического подхода, раздражительность, нетерпимость, неквалифицированные высказывания и пр.), нам представляется целесообразным принимать во внимание уровень профессиональной адаптации на момент исследования, как фактор, определяющий стиль используемого врачом лечебного взаимодействия, что и послужило причиной введения данного метода обследования в нашу исследовательскую практику.
· Тест отношений беременной ТОБ(б) и ТОБ(р) И.В. Добрякова, 2003, который дает возможность оценить особенности отношения беременной к себе, своему состоянию, окружающим (так называемую внутреннюю картину беременности), что на наш взгляд является внутренним (личностным) фактором, влияющим на стратегию межличностного взаимодействия роженицы, то есть определяет ее ценностные ориентации в родах.
· Интервьюирование испытуемых. Использовались разработанные нами специально для этого исследования структурированные интервью на основе анкет (№ 1-3 для беременных и родильниц, анкета для родильницы и врача-акушера /см. Приложение/).
В интервью включались вопросы, направленные на выявление степени подготовленности женщин к родам, отношения к материнству и ценность ребенка; ожиданий от взаимодействия с акушером в процессе родовой деятельности, о своем самочувствии, эмоциональном состоянии, испытываемых опасениях накануне родов.
При послеродовом обследовании – о родах и своих впечатлениях о них, качестве и удовлетворенности характером лечебного взаимодействия с акушером.
В интервью для врачей-акушеров включались вопросы, выявляющие их профессиональную позицию, отношение к взаимодействию с роженицей идеальное и реальное.
Анализ интервью осуществлялся по критериям, направленным на выявление сформулированных в задачах исследования переменных: идеальной и реальной стратегии взаимодействия, факторы, влияющие на их выбор, тип переживания беременности и ценность ребенка в родах.
· Рисуночные тесты.
«Я как врач в родах» - для акушеров с целью выявления особенностей психологического взаимодействия и воздействия в процессе лечебного взаимодействия, восприятия себя и роженицы в ситуации родов.
«Я и мой ребенок» - для беременных женщин с целью выявления особенностей переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности ребенка.
«Мои роды» - при послеродовом обследовании женщин с целью выявления особенностей переживания родов.
Интерпретация данных проводилась по критериям, принятым в психодиагностике для рисуночных тестов.
· Статистическая обработка проводилась вручную.
3.3 Результаты исследования.
На первом этапе мы проводили диагностику личностно-смысловых установок в сфере межличностного общения у субъектов взаимодействия в акушерской практике и анализ предпочитаемых врачами и женщинами коммуникативных ориентаций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.