Таким образом, можно отметить, что отсутствие адекватного чувственного отражения друг друга общающимися субъектами, недостаточность или неправильное истолкование информации, которой располагают врач и роженица, оказывается следствием отрицательного результата.
В контексте реализации конкретных задач и условий деятельности общения в ходе родовой деятельности врач использует методы психологического воздействия на роженицу с целью направить ее поведение в желаемое для него русло. В нашем исследовании мы изучали способы личностного воздействия врача на роженицу с помощью рисуночного теста «Я как врач в родах», который позволил выявить ценностные личностные установки профессионала (порой неосознаваемые) при осуществлении стратегии воздействия.
Данные, полученные по методике, приведены в Приложении 4. Отмечено, что в основном результаты рисуночного теста соответствуют диагностированным по другим методикам стратегическим установкам во взаимодействии (81,3%), в 18,7% имеет место расхождение отраженного в рисунке стиля взаимодействия и личностного воздействия с полученными по другим методикам данными.
В основном наши испытуемые изображают роженицу как пассивный объект воздействия: она либо изображена вообще без рук, ног и головы, либо отсутствует прорисовка лица, схематическое изображение, отсутствует эмоциональный контакт врача с женщиной. Врач при этом в основном “слушает тоны” или вообще просто стоит рядом и ждет, порой «руки в боки» в то время, когда роженица лежит с открытым в крике ртом. В одном случае имеет место принуждение по отношению к роженице: врач выдавливает ребенка, т.е. имеет место авторитарный стиль взаимодействия.
Таким образом, эти стили воздействия можно отнести к императивному воздействию по Г.А. Ковалеву, основной функцией которого является контроль поведения и направления его в нужное русло, а также функция принуждения по отношению к объекту воздействий.
Однако, реализация этой стратегии воздействия в акушерстве в ситуации родовой деятельности может быть уместна, т.к. роды являются экстремальной ситуацией, где роженица в силу тех или иных обстоятельств обладает ограниченными возможностями для осуществления самостоятельного выбора поступков или решений, а ситуация требует принятия оперативных и важных решений в условиях временного дефицита.
Эту стратегию воздействия чаще используют с индифферентной и авторитарной направленностью в общении, т.к. для них вообще характерно положение «сверху» по отношению к роженице. Некоторые рисуночные тесты приведены нами в Приложении.
Роженица как личность изображена только в трех случаях (18,8%): в двух рисунках врачей с альтероцентристской направленностью в общении, где явно присутствует тенденция к принятию равнозначной позиции и направленность врача на субъект взаимодействия, т. е. имеет место личностный, или интерсубъектный подход, диалогичная модель воздействия по Г.А. Ковалеву.
В одном случае рисунок врача, имеющего манипулятивную направленность в общении, пациентка имеет место быть, но при этом явно является объектом манипуляции врача, однако последний полностью включен в процесс, отмечается его эмоциональное переживание. Для всех остальных рисунков, изображающих манипулятивную стратегию воздействия характерна эмоциональная включенность, но роженица изображена как некий объект: либо без головы – один живот, либо только голова. Это дает нам основание обозначить такую стратегию воздействия как манипулятивную по Г.А. Ковалеву.
Сопоставляя данные об ожидаемой женщинами помощи, поддержке от врача-акушера в процессе родовой деятельности в зависимости от типа переживания беременности и реально предлагаемой врачами, имеющими различные личностные установки в общении и типы поведения в профессии, мы получили следующие результаты:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.