Акушеры, предпочитающие манипулятивные ценности в общении, отличаются средним уровнем директивных установок, по сравнению с другими группами испытуемых, что можно расценить как ориентацию на использование собеседника в своих целях, отношение к нему как к средству, объекту своих манипуляций, ожидание, что он должен вести себя в соответствии с их намерениями. При этом для достижения своей цели представители этой группы используют явно коммуникативную направленность в общении (категория “Com” значительно превышает соответствующую для других вариантов – 13,9% против 2 и 9,6% у типов G и А соответственно).
Категории, отражающие стремление к социальному взаимодействию, наиболее характерны для врачей с манипулятивной направленностью в общении (8,9 – 13,9 – 5,9%), что можно интерпретировать как стремление понять («вычислить») собеседника, чтобы получить нужную информацию, ориентация на развитие и даже «творчество» (хитрость) в общении, но односторонняя – только для себя, ради своих целей за счет другого, которого используют для получения разного рода выгоды.
Сравнивая соотношение .категорий, связанных с проявлением агрессии (1-2), и категорий, определяющих социальную кооперацию (3-5), видно значительное преобладание последней, что подтверждает выше сказанное. Для врачей с манипулятивной направленностью в общении вообще не характерна открытая агрессия даже в особо значимых ситуациях (I= -2,4 балла, что значительно ниже, чем у представителей двух предыдущих групп).
Врачей этой группы можно отнести к людям, имеющим склонность к «художественному» типу, на что указывает достаточно высокий процент ответов категории “Des” (“Описание”) по сравнению с двумя другими группами респондентов. Они склонны к эмоциональной амбивалентности, раздумыванию, переживанию, «творчеству» (хитрости) в общении.
Им свойственен средний уровень эмоциональной устойчивости: показатели категории “Ten” (“Напряжение”) составляют 7,9% ответов.
Как взаимодополняющий метод исследования “личностного” и “субъектно-деятельностного” уровней психической регуляции межличностного взаимодействия врачей-акушеров нами использовалось интервьюирование испытуемых. Мы разработали специально для этого исследования структурированное интервью, в которое включены вопросы, выявляющие:
1. профессиональную позицию врача-акушера (вопросы 1-3 анкеты для врачей), которая рассматривалась нами в концепции Г.А. Абрамовой, Ю.А. Юдчиц (1998). Таким образом учитывались такие категории как:
- обращенность на самого себя, осознание собственных действий;
- место и значимость другого человека (пациента) в профессиональной деятельности;
- профессиональные знания и опыт.
2. отношение к взаимодействию с роженицей идеальное и реальное (вопросы 4-7).
Рисуночный тест «Я как врач в родах» использовался нами как взаимодополняющий с интервью для анализа реально экстериоризируемых внутренних (скорее неосознаваемых) личностных установок акушеров в межличностном лечебном взаимодействии и воздействии в процессе родовой деятельности.
Отвечая на 1-3 вопросы анкеты наши испытуемые отметили, что успех их профессиональной деятельности, то есть качественно проведенные роды, обеспечивается следующими параметрами (см. Приложение 4):
1. естественным течением родов без наличия осложнений, т.е. ориентация непосредственно на сам процесс;
2. наличием собственных профессиональных знаний, опыта, умения, навыков, т.е. ориентация на исключительно «технической» стороне процесса, обеспечивающегося собственными усилиями и личным вкладом;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.