1. разъяснение, обучение
2. профессиональная помощь
3. внимание, забота
4. полный контроль за родами, «выдавил»
5. никакой помощи, формальный подход, равнодушие
6. моральная поддержка
Рисунок 18.
Наиболее часто врачами-акушерами в процессе родовой деятельности используется тактика разъяснения и обучения (в 37% случаев), затем по предпочитаемости идут “внимание и забота” (21,7%) и моральная поддержка (15,2%). Менее всего специалисты используют в межличностном взаимодействии с роженицами исключительно профессиональные качества (6,5%) и равнодушие, формальный подход (8,7%).
Роженицы, имеющие различные типы переживания беременности соответственно реально получили следующую помощь, поддержку со стороны врача-акушера в ходе межличностного взаимодействия в процессе родовой деятельности (рис. 19):
1-разъяснение, обучение; 2-профессиональная помощь; 3-внимание, забота;4-полный контроль за родами, «выдавил»; 5-никакой помощи, формальный подход, равнодушие; 6-моральная поддержка
Рисунок 19.
Испытуемые с оптимальным типом психологического компонента гестационной доминанты в большинстве случаев имели форму взаимодействия с врачом акушером в виде разъяснения и обучения адекватному поведению в родах (21,6%), также в 10,9% случаев имела место моральная поддержка со стороны специалиста и в 8,7% внимание и забота.
Представительницы, имеющие амбивалентный тип переживания беременности, в основном столкнулись с формальным, равнодушным отношением или имело место разъяснение, обучение (по 6,5%), а моральная поддержка, забота, внимание, доброта и ласка, так необходимые этому типу женщин, встретились только по 4,3%.
Роженицы с эйфорическим типом отношения к беременности преимущественно получили заботу, внимание, доброту и ласку, в которых и нуждались. Также акушеры разъясняли и обучали их адекватному поведению, правильному дыханию и потугам в 6,5% случаев.
На третьем этапе нами сделана попытка эмпирического изучения особенностей воздействия врачей-акушеров, имеющих определенные стратегические межличностные установки в общении и уровень адаптации в профессии, на рожениц в процессе родовой деятельности.
Личность человека при взаимодействии с окружающим миром реализует себя в качестве объекта и субъекта психологических воздействий посредством процессов общения, деятельности. Само же воздействие, являясь результатом осуществления целей различных видов человеческой активности, служит выражением психологической эффективности и результативности этих процессов.
Таким образом, каждый акт коммуникативного взаимодействия акушера и роженицы предполагает определенную степень воздействия (влияния) специалиста на пациентку, результатом которого является изменение ее функционального состояния, направление поведения в желаемое русло.
Анализ межличностных взаимодействий в нашем эмпирическом исследовании мы проводили с позиций соотношения стратегических установок врачей-акушеров в общении и типов отношения к беременности у рожениц, так как с позиций соотношения стратегических установок врачей и рожениц это сделать не представлялось возможным ввиду большого разброса вариантов и малой их количественной представленности.
Какую форму воздействия предпочитают и реально используют врачи в процессе родовой деятельности в каждом отдельном случае, более точно можно оценить, только непосредственно наблюдая, процесс взаимодействия акушера и роженицы. Рамки нашего исследования не позволяли нам использовать этот метод научного исследования, поэтому мы ограничились анализом и сопоставлением данных интервью специалистов и рожениц и рисуночного теста «Я как врач в родах».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.