Глава 3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В КОНЦЕ 60 - 70-Х ГОДАХ XX ВЕКА
Западная Европа способствует становлению "многополярного мира". Прогресс в Гааге. - Развитие европейской идентичности. - Экономический кризис середины 70-х. годов и интеграция. - ЕВС. - Прямые и всеобщие выборы в Европарламент
3.1. Западноевропейский фактор в политике разрядки в конце 60 - середине 70-х годов. Западная Европа, в 60-х годах способствовала становлению и развитию политики разрядки международной напряженности, в том числе и путем обретения собственной идентичности. Еще в 1966 году Шарль де Голль в письме президенту США Л. Джонсону о выходе Франции из военной организации НАТО писал: "...изменения, произошедшее и происходящие в Европе, Азии и в других местах с 1949 года... более не оправдывают меры военного характера, принятые после заключения договора о союзе [НАТО] как сообща, в форме многосторонних соглашений, так и путем, особых соглашений между французским правительством и американским правительством... Франция намеревается осуществить на своей территории полный суверенитет, который сейчас нарушается присутствием союзных элементов или тем как обычно используется ее воздушное пространство...". США оказались в сложной ситуации. Письмо Ш. де Голля стало своеобразной реакцией в том числе и на неудачи :во Вьетнаме, где сверхдержава не смогла быстро победить противника и наглядно продемонстрировала если и неполную беспомощность, то ограниченность собственных силовых возможностей.
Западноевропейский интеграционный процесс и "деголлевское" воскрешение национального, ставшие свидетельством "Европы третьей силы", показали способность и желание западноевропейских политиков идти на сближение с Восточной Европой. В основе данного процесса несколько причин: 1) отказ от мифа "перманентного нападения", применения угрозы ядерного оружия. Сверхдержавы использовали тактику локальных столкновений, поддерживая союзников, не вступая в прямой конфликт друг с другом; 2) устойчивое экономическое процветание Западной Европы требовало длительного мира и спокойствия, а также перспективного развития торговых отношений с социалистическим лагерем; 3) наличие политического инструментария, в том числе и интеграционных структур, создавало условия для равноправного диалога с обеими сверхдержавами; 4) сильное пацифистское движение в странах Западной Европы, выступавшее за прекращение гонки вооружений и за преодоление раскола Европы. Все это вызывало к. жизни концепцию разрядки, поддерживаемую западноевропейскими политиками.
Эксперты президента Р. Никсона восприняли сложившуюся внешнеполитическую ситуацию в конце 60-х годов как конец "биполярного" и складывание "многополярного" мира, в котором Европе отведена одна из ведущих ролей. Г. Киссинджер: "В ядерный век сила уже не переводится автоматически во влияние, а политическая многополюсность делает невозможным навязывание американских схем... Самым необходимым элементом современной международной системы является согласованная концепция порядка". Визит Р. Никсона в Европу в 1969 году убедил его, что расхождения во взглядах политиков по обе стороны Атлантического океана стали реальностью. Во всех европейских столицах, которые он посетил, его уверяли в том, что СССР готов к разрядке и дело лишь за Соединенными Штатами. Р. Никсон: "Если создастся мнение, что США блокируют разрядку, то мы потеряем поддержку наших западноевропейских союзников, которые тогда активизируют контакты с Востоком без согласованной стратегии". Этого США допустить не хотели. Ответом на сложившуюся обстановку стала "доктрина Никсона", состоявшая из трех элементов: партнерство, нацеленное на интенсификацию союзнических отношений, военная сила и: переговоры, касающиеся "потенциальных противников". Несомненно, важным являлся последний элемент: США не возражали против начала переговоров, способствовавших становлению" мирного порядка. "Относительно Западной Европы, партнерство было охарактеризовано как "зрелое"... Вашингтон подтвердил свою приверженность НАТО и в соответствии с концепцией "зрелого партнерства" потребовал увеличения военного и финансового' вклада западноевропейских партнеров на усиление этого блока, который, согласно новой концепции, должен был еще играть роль координатора внешней политики стран-участниц. На сессии НАТО в декабре 1970 года по настоянию США европейские партнеры приняли решение укрепить свои вооруженные силы и модернизировать инфраструктуру блока". Логика Соединенных Штатов очевидна: "связать" европейских союзников и НАТО дополнительными финансовыми обязательствами, заставить их следовать в русле единой концепции альянса, не допуская; отклонений от общего курса и фронды. 23 апреля 1973 года Г. Киссинджер, выступая по поводу политики США в Европе, предложил европейским союзникам разработать новую Атлантическую хартию: "Мы будем и в дальнейшем поддерживать европейское единство как компонент большего атлантического партнерства".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.