Западноевропейский интеграционный процесс в конце 60-70-х годах XX века, страница 7

Начальная ситуация вступления Великобритании была охаракте­ризована в главе 2. Причины, по которым эта страна, а вслед за ней и другие страны хотели вступить в Сообщества, продолжали действовать; Несколько изменилась тактика проникновения в Сообщества в первую очередь это касается Великобритании. Летом 1968 года Ж. Монне посетил Г. Вильсона и предложил лейбори­стской партии вступить в Комитет борьбы. Премьер-министр, взвесив все "за" и "против", ответил согласием. Ж. Монне вспо­минает: "28 сентября 1968 года я писал, обращаясь к Вильсону как к председателю лейбористской партии, к Хиту, к Барберу (он тогда возглавлял консервативную партию) и к Торпу, председа­телю либеральной партии: "Политические партии и профсоюзы, входящие в Комитет и представляющие две трети электората и трудящихся шести стран Европейского сообщества, выражают единодушное мнение, что Великобритания должна стать полно­правным членом Сообщества с теми же правами и обязанностя­ми, что и шесть других входящих в него стран...". Из ответа Г. Вильсона: "Цели Комитета борьбы полностью совпадают с теми задачами, которые ставит перед собой Лейбористская партия. Наша партия считает, что политическая, экономическая и технологическая интеграция Европы жизненно необходима для того, .чтобы Европа могла привести в действие все свои возможности и внести свой доклад в поддержание и укрепление мира во всем ми­ре". За политической риторикой и встречами скрывалось другое: еще при Ш. де Голле для Великобритании нашлось равное место среди участников Комитета борьбы. Это Г. Вильсон понял сразу, поэтому ответил быстро и в том духе, который от него и ожидал­ся. Через Комитет Великобритания могла подготовиться к вступлению. Более того, Ш. де. Голль не мог ничем ей в этом помешать, так как в сам Комитет вступала не страна, а лишь лейбори­стская, партия. Г. Вильсон назвал следующие имена своих пред­ставителей в Комитете: Дж. Браун, У. Пэдли, М. Стюарт. Консер­вативная партия, также вошедшая в Комитет, назначила в качест­ве представителей А.. Д. Хьюма и С. Ллойда. Дж. Торп, глава либеральной партии, решил принять участие в работе Комитета лично. Таким образом, к 1969 году ведущие партии Великобритании имели своих представителей в Комитете и могли влиять через него на интеграционный процесс. Как было сказано выше, функцию лоббирования Комитет выполнял более чем успешно.

После Гаагского саммита 30 июня 1970 года в Люксембурге тачались официальные переговоры о вступлении Великобрита­нии, Дании, Норвегии и Ирландии в Сообщества. 22 января 1972 года в Брюсселе были подписаны официальные договоры о всту­плении с 1 января 1973 года. Исследователи отмечают четыре основных условия, на которые должны были согласиться страны до вступления: 1) кандидаты полностью перенимают действую­щее законодательство Сообществ без какого-либо изменения, включая договоры с третьими странами; 2) период гармонизации, приспособления национального -законодательства к наднацио­нальному законодательству Сообществ фиксируется определен­ными сроками; 3) дальнейшее развитие Сообществ протекает не­зависимо от переговоров, последние никоим образом не препят­ствуют данному процессу; 4) все проблемы, связанные со вступ­лением, обсуждаются и решаются до подписания соответствую­щих договоров. По сути дела, новые страны-участницы вступали на условиях Сообществ. Старый спор об особых условиях канул в Лету. Все страны, кроме Норвегии, ратифицировали договоры о вступлении. В Норвегии 54% избирателей, принявших участие в референдуме по этому вопросу, высказались против вступления.

Отдельно остановимся на аргументации Великобритании по поводу вступления. Из британской «Белой книги» о вступлении в Европейские сообщества, 1971 год: "...аргументы английскому членству в Европейских сообществах....