Начальная ситуация вступления Великобритании была охарактеризована в главе 2. Причины, по которым эта страна, а вслед за ней и другие страны хотели вступить в Сообщества, продолжали действовать; Несколько изменилась тактика проникновения в Сообщества в первую очередь это касается Великобритании. Летом 1968 года Ж. Монне посетил Г. Вильсона и предложил лейбористской партии вступить в Комитет борьбы. Премьер-министр, взвесив все "за" и "против", ответил согласием. Ж. Монне вспоминает: "28 сентября 1968 года я писал, обращаясь к Вильсону как к председателю лейбористской партии, к Хиту, к Барберу (он тогда возглавлял консервативную партию) и к Торпу, председателю либеральной партии: "Политические партии и профсоюзы, входящие в Комитет и представляющие две трети электората и трудящихся шести стран Европейского сообщества, выражают единодушное мнение, что Великобритания должна стать полноправным членом Сообщества с теми же правами и обязанностями, что и шесть других входящих в него стран...". Из ответа Г. Вильсона: "Цели Комитета борьбы полностью совпадают с теми задачами, которые ставит перед собой Лейбористская партия. Наша партия считает, что политическая, экономическая и технологическая интеграция Европы жизненно необходима для того, .чтобы Европа могла привести в действие все свои возможности и внести свой доклад в поддержание и укрепление мира во всем мире". За политической риторикой и встречами скрывалось другое: еще при Ш. де Голле для Великобритании нашлось равное место среди участников Комитета борьбы. Это Г. Вильсон понял сразу, поэтому ответил быстро и в том духе, который от него и ожидался. Через Комитет Великобритания могла подготовиться к вступлению. Более того, Ш. де. Голль не мог ничем ей в этом помешать, так как в сам Комитет вступала не страна, а лишь лейбористская, партия. Г. Вильсон назвал следующие имена своих представителей в Комитете: Дж. Браун, У. Пэдли, М. Стюарт. Консервативная партия, также вошедшая в Комитет, назначила в качестве представителей А.. Д. Хьюма и С. Ллойда. Дж. Торп, глава либеральной партии, решил принять участие в работе Комитета лично. Таким образом, к 1969 году ведущие партии Великобритании имели своих представителей в Комитете и могли влиять через него на интеграционный процесс. Как было сказано выше, функцию лоббирования Комитет выполнял более чем успешно.
После Гаагского саммита 30 июня 1970 года в Люксембурге тачались официальные переговоры о вступлении Великобритании, Дании, Норвегии и Ирландии в Сообщества. 22 января 1972 года в Брюсселе были подписаны официальные договоры о вступлении с 1 января 1973 года. Исследователи отмечают четыре основных условия, на которые должны были согласиться страны до вступления: 1) кандидаты полностью перенимают действующее законодательство Сообществ без какого-либо изменения, включая договоры с третьими странами; 2) период гармонизации, приспособления национального -законодательства к наднациональному законодательству Сообществ фиксируется определенными сроками; 3) дальнейшее развитие Сообществ протекает независимо от переговоров, последние никоим образом не препятствуют данному процессу; 4) все проблемы, связанные со вступлением, обсуждаются и решаются до подписания соответствующих договоров. По сути дела, новые страны-участницы вступали на условиях Сообществ. Старый спор об особых условиях канул в Лету. Все страны, кроме Норвегии, ратифицировали договоры о вступлении. В Норвегии 54% избирателей, принявших участие в референдуме по этому вопросу, высказались против вступления.
Отдельно остановимся на аргументации Великобритании по поводу вступления. Из британской «Белой книги» о вступлении в Европейские сообщества, 1971 год: "...аргументы английскому членству в Европейских сообществах....
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.