Западноевропейский интеграционный процесс в конце 60-70-х годах XX века, страница 2

Тем самым разрядка имела для США и Европы различный смысл. Для США главным было решить принципиальные вопро­сы, зафиксировать паритет, сплотить западных союзников, не прекращая идеологической борьбы. Р. Никсон позднее заметит: "...нет разрядки без сдерживания". Для западных европейцев ос­новным стало установление долгосрочного мирного порядка. Ма­гическое слово "мир", влияющее на умы как рядовых европейцев, так и политиков, определяло европейскую логику разрядки. В этой связи считаем целесообразным выделять два уровня разрядки: первый - сближение обеих сверхдержав и второй - налажива­ние западноевропейскими странами собственных контактов с со­циалистическим лагерем и СССР. В 1966 году состоялся визит Ш. де Голля в СССР. В 1970 году последовал визит в Советский Союз Ж. Помпиду, а в 1975 году - Г. Вильсона. Наиболее яркий пример работы европейского уровня раз­рядки представляет собой восточная политика ФРГ. Исследова­тели выделяют несколько причин ее осуществления: 1) она от­крывала путь к установлению мирного порядка в Европе, к раз­рядке и соответствовала духу времени; 2) она видоизменяла кон­цепцию единоличного представительства западных немцев по отношению ко всей немецкой нации, отношения с ГДР, отступив от непризнания восточногерманского государства и пойдя на сближение не столько с государством, сколько через государст­венные структуры с восточными немцами, способствуя тем са­мым в перспективе объединению, страны ("гибкая политика ком­промиссов и гуманитарного проникновения на Восток принесет гораздо больший эффект"); 3) она содействовала решению  Бер­линского вопроса, затянувшегося не на одно десятилетие и при­ведшего к четырем берлинским кризисам. В ходе восточной по­литики была в очередной раз опробирована система тайных и прямых переговоров, протекавших в начале 60-х годов по линии Кеннеди - Хрущев, а теперь по линии Брандт - Брежнев. Первым договором, открывшим восточную политику, стал договор меж­ду Федеративной Республикой Германией и Советским Союзом от 12 августа 1970 года, потом последовали договоры с Польской Народной Республикой, Чехословацкой Социалистической Pecпубликой и т.д. Сутью всех этих договоров стало признание ста­тус-кво в отношении произошедших изменений. Речь шла о при­знании ГДР, границ по Одеру - Нейсе. Требуется одно уточнение: признание было временным, так как западные немцы отказыва­лись действовать от имени всей немецкой нации и после объединения данный вопрос должен был решаться вновь. 3 сентябри 1971 года союзными державами был урегулирован статус Запад­ного Берлина. Кульминацией восточной политики стал договор между ФРГ и ГДР о взаимном признании, подписанный 21 де­кабря 1972 года и вызвавший наряду с другими договорными текстами волну протеста в оппозиции Западной Германии. Не­смотря на все сложности, договоры, составившие восточную по­литику, были утверждены. Путь к дальнейшему претворению по­литики разрядки был открыт.

Следующим  шагом   в   нормализации   отношений   Запад-Восток стала Хельсинская конференция по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Впервые страны Европы, а также США и Канада, представлявшие противоположные политические системы, сели за стол переговоров. Конференция начала работу 22 ноября 1972 года в Диполи, близ Хельсинки, и лишь 1 августа 1975 года состоялось подписание Заключительного акта Хель-синской конференции (см. Приложения). В чем ее значение для западноевропейской интеграции? Хельсинская конференция, с одной стороны, способствовала стабилизации общей ситуации в Европе, а с другой - дала возможность западным европейцам придать интеграционному процессу новый импульс в условиях разрядки. Хельсинский процесс не привел к немедленному пре­одолению раскола Европы. Скорее он укрепил статус-кво в рас­становке основных политических сил на Европейском континен­те.

Таким образом, Западная Европа сыграла большую роль в реализации политики разрядки. Именно ее заслугой стало отсту­пление США от предыдущей внешнеполитической логики. То, что Западная Европа пыталась говорить одним голосом, стало возможным и благодаря интеграционному процессу. Более того, эта своеобразная проба голоса приводила к осознанию западными европейцами собственных политических сил, ускоряла интегра­цию.