В июле 1978 года на заседании Европейского совета в Бремене по инициативе федерального канцлера Г. Шмидта и президента Франции В.Ж. д'Эстена было принято решение о подготовке министрами финансов детальных предложений по работе Европейской валютной системы (ЕВС). ЕВС рассматривалась Г. Шмидтом и В.Ж. д'Эстеном в качестве "малой Бреттонвудской [валютной системы". С 13 марта 1979 года ЕВС вступила в действие. Великобритания долгое время не участвовала в ней. Важнейшими составными частями ЕВС являются: 1) создание искусственной: "валюты-корзины" ЭКЮ (European Currency Unit); 2) допустимость колебаний национальных валют по отношению к установленным обменным курсам на +/- 2,25%; 3) работа интервенционного и кредитного механизма. Итак, выше уже отмечалось, что ЭКЮ была "валютой-корзиной". Доля каждой валюты в общей корзине при нормальном развитии событий проверялась один раз в пять лет (п. 2.3. Решения Европейского Совета на заседании в Брюсселе 5 декабря 1978 года о создании Европейской валютной системы и связанных с этим вопросов, далее Решение). Вес валют приблизительно соответствовал значению экономик государств-участников ЕВС. Совет министров финансов совместно с президентами эмиссионных банков государств-участников устанавливал курс каждой валюты к ЭКЮ (Leitkurs). Эти курсы к ЭКЮ считались, фиксированными, но могли меняться, если расходы и цены от государства к государству развивались различно. Процедура изменения соответствовала механизмам ревальвации и девальвации, "Курсы [к ЭКЮ] служат для установления решетки, двусторонних обменных курсов" (п. 3.1. Решения). Относительно ..двусторонних .обменных курсов и существовал механизм .колебаний +/- 2,25%.. При достижении национальной валютой верхней или нижней границы центральные банки обязаны были проводить: интервенции, которые являлись возможными потому, что центральные, банки передавали 20% собственных золотовалютных резервов Европейскому фонду валютного сотрудничества (п. 3.8. Решения). Согласно п. 3.5. Решения вводился индикатор для определения отклонений "валют Сообщества" от принятой нормы. Он назывался "порогом отклонения" и составлял 75% "максимального промежутка отклонения каждой валюты". В случае если валюта перешагивала "порог отклонения", Решение предусматривало несколько мероприятий: "а) диверсифицированные интервенции; б) внутренние валютно-политические мероприятия, с) изменение курсов (Leitkurse), d) другие экономико-политические мероприятия" (п. 3.6.). И далее в том же пункте: "В случае если подобные мероприятия в силу особых обстоятельств не могут быть осуществлены, то другим ведомствам следует сообщить причины этого, особенно в рамках согласования между .центральными банками. В случае необходимости проходят консультации в соответствующих органах Сообществ, включая Совет министров". Относительно кредитных механизмов следует заметить следующее: "Существующие кредитные механизмы с их теперешними правилами применения сохраняются на начальном этапе ЕВС. Они объединяются на конечном этапе ЕВС в единый фонд" (п. 4.1. Решения). В кредитных механизмах необходимо различать между краткосрочным (sehr kurzfristig) финансированием, краткосрочной валютной помощью и среднесрочной финансовой помощью. Первый вид кредитования согласовывался в неограниченном размере среди центральных банков и предоставлялся на срок до 75 дней. Второй вид кредитования служил для преодоления временных платежных трудностей государств-участников. Он согласовывался также между центральными банками и был ограничен 14 млрд. ЭКЮ и сроком в три месяца. Среднесрочная финансовая помощь включала в себя механизм, кредитов, предоставляемых друг другу государствами-участниками. Эта помощь ограничивалась 11 млрд. ЭКЮ. Государство-получатель кредита должно было выполнить соответствующие экономические обязательства. Срок кредитования был от двух до пяти лет. Отличием ЕВС от предыдущих мероприятий стало то, что "механизм совместного плавания и коллективная единица были впервые увязаны в одну систему... расширились возможности для проведения валютных интервенций". В целом исследователи оценивают деятельность ЕВС как положительную, хотя существует и мнение, что ЕВС искусственно сохраняла валютную стабильность и при наличии независимой экономической политики национальных государств и различий их экономического развития кризисы были неизбежны. Кроме валютной политики заслуживает внимание и начало реализации региональной политики в Сообществах. Впервые в /1972 году на Парижском саммите руководителей стран Сообществ было введено понятие "региональная политика". Следует особо отметить, что к началу 70-х годов в большинстве государств-участников сформировались собственное видение региональной политики, регионы и те объекты, которые имеют право получать помощь. Так, например, во Франции правительство было заинтересовано в "разгрузке" Парижского региона. Кроме того, именно во Франции можно было получить в рамках региональной политики помощь на развитие сектора услуг. В этой связи региональная политика в Сообществах могла развиваться исключительно при сильном контроле национальных государств. В 1975 году был создан Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). "До 1979 года он представлял собой финансовый инструмент поддержки региональной "политики государств-членов, а его средства распределялись в строго фиксированном соотношении", то есть с учетом национальных интересов. Лишь в ходе реформ фонда 1979-1985 годов появилась ненормированная часть фонда, "которая предназначалась для самых неблагоприятных районов". Тем самым ЕФРР начал превращаться в наднациональный инструмент, учитывавший европейские интересы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.