3.2. Основные направления западноевропейского интеграционного процесса в конце 60 - середине 70-х годов. С уходом Ш. де Голля в отставку многое, что казалось трудным и практически невозможным, вновь было включено в повестку дня интеграции. Помимо утверждения "договорной логики" произошло обращение к перспективам развития Сообществ. Государства-участники ЕС на новом уровне и в новых условиях разрядки заговорили и о расширении своего состава, и об углублении политической составляющей интеграции. И хотя новый договор в этот период не был заключен, институциональная., структура эволюционировала. Главы государств и правительств намного активнее включились в интеграционный процесс. В конце 60-х и особенно в начале 70-х годов в политический лексикон национальных политиков вошло понятие "европейская идентичность". Экономическая составляющая интеграционного процесса, вне всякого сомнения, осталась ведущей. Более того, успех интеграционной модели Европейских сообществ по сравнению с ЕАСТ стал очевидным. Ж. Монне так описывал то время: "Европейская экономическая комиссия, Совет, ассамблея, Суд - все это были, конечно, предфедеративные учреждения, но еще не органы политической федерации Европы, которая могла возникнуть только>в результате особого творческого акта, требующего нового делегирования суверенитета. Нужно было вернуться к истокам власти, чтобы сначала завершить экономическое объединение, слишком' надолго лишившееся прорыва, а затем искать формы более глубокого и полного союза - федерации или конфедерации". Что же из этого получилось?
3.2.1. "Программа для Европы", Гаагский саммит 1969 года и его решения. 23: июня 1969 года член Комиссии Европейских сообществ Ханс фон дэр Гроэбен (Hans von der Groeben) опубликовал ''Программу для Европы", в которой определялись основные; линии возможного развития Сообществ. С его точки зрения, первостепенную значимость должны были приобрести четыре, направления: 1) "немедленные меры по укреплению существующих Европейских сообществ", 2) "заключение рамочного договора, который основывал бы масштабное политическое Сообщество европейских народов", 3) "разработка дополнительных договоров, исходя из продолжения политического сотрудничества"; 4) внешнеполитическое сотрудничество. К первому направлению относились начало переговоров о вступлении в Сообщества, Великобритании и других стран, подающих "соответствующие заявления, обновление соглашения б ассоциации с африканскими странами", выработка консенсуса по общей торговой политики, "улучшение экономического и валютного сотрудничества государств-участников, принятие новой исследовательской программы для Евратома,.. интенсификация деятельности Европейского социального фонда", повторное решение вопроса о финансировании сельского хозяйства. Предлагалась –прежняя формула собственный источник дохода для финансирования ОАП .с усилением контрольных финансовых полномочий. Европейского парламента.
Что касается рамочного политического договора, то он должен был включать: в первую очередь внешние отношения Сообществ и их оборону. Кроме того, его функции распространялись на вопросы экономики и культуры. Для этого договора предусматривалась прежняя, опробированная система органов управления: Совет, который может заседать "как на уровне руководителей правительства, так и на уровне министров", Европейский парламент, Комиссия и Суд. Относительно Совета требуется уточнение: "Его работа должна более соответствовать работе кабинета министров, нежели правительственной конференции". Особо подчеркивалось, что "долгосрочной целью Сообщества должно явиться создание единого, контролируемого парламентом исполнительного органа". На переходный период функции будущего исполнительного органа рассредоточивались между Комиссией и Советом, провозглашалась- необходимость усиления Евро-парламента, который получил бы право "дебатировать обо всех вопросах Сообщества, направлять рекомендации Совету и организовывать комитеты... с расширенным правом заслушивания". По особо важным вопросам, например "для заключения дополнительных договоров, которые представляют важные этапы в дальнейшем развитии Сообщества, может предусматриваться возможность получения демократического одобрения посредством референдума во всех государствах-участниках Сообщества".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.