1974 год принес с собой смену руководства в ряде стран. 5 . марта вместо Э. Хита премьер-министром становится Г. Вильсон,. 14 мая Г. Шмидт занимает пост федерального канцлера Западной Германии, а 19 мая В. Жискар д. Эстен избирается президентом Франции. После переговоров новая встреча глав государств и правительств состоялась в декабре 1974 года в Париже. В ходе обсуждения перспектив встречи В.Ж. д'Эстен заметил: "Я отношусь положительно к регулярным совещаниям руководителей государств и правительств, - это будет настоящий Европейский Совет. Я также думаю, что следует назначить срок, до истечения которого должны состояться европейские всеобщие выборы. А потом надо будет отказаться от принципа единогласия и принимать решения квалифицированным большинством". 10 декабря -1974 года в Париже было принято решение о создании Европейского Совета (по проекту Монне - Временное правительство). Главы государств решили собираться не менее трех раз в год для Обсуждения и выработки общей позиции. Кроме того, в работе Совета министров они решили отказаться от принципа единогласия (см. выше. Люксембургский компромисс), а с 1978 года избирать Ассамблею всеобщим голосованием. Премьер-министру Бельгии Л. Тиндемансу было."поручено подготовить доклад о Европейском Союзе к концу 1975 года". Заметьте: в ситуации кризиса интеграционная девятка на уровне высших руководителей задумывается о будущем процесса западноевропейской интеграции. Суть доклада Л. Тиндеманса состояла в регулировании .внешней политики и безопасности. В представленном докладе сознательно не говорилось об обороне: "...считаю, что еще рано Касаться проблем обороны... нельзя оставить без внимания другую важную проблему, которая непосредственно касается нас: я имею в виду безопасность...". Лишь в некоторых областях предлагалось проводить общую политику: "а) новый мировой экономический порядок б), отношения между Европой и США; в) безопасность; г) кризисы, возникающие в непосредственной географической близости, к Европе". По сути дела, выделялись те сектора и. направления общей политики, которые затрагивали исключительно интересы всех европейских стран. На другие области должна-была распространиться процедура ЕПС, включенная в институционные рамки.. Последние выстраивались, как отмечалось .в докладе Л. Тиндеманса, через "метод делегирования" дополнительных .. полномочий, например, Комиссии в области внешней политики и безопасности. Параллельно с этим намечалось и некоторое расширение контрольных прав Европарламента. Л. Тиндеманс вписывал новые интеграционные полномочия в уже имевшуюся институциональную систему. Предложения Л. Гиндеманса не были осуществлены в то время. Одной из причин "стал экономический кризис, сделавшим первоочередным решение экономических и валютных вопросов.
В первой половине 70-х годов участники интеграционного процесса смогли выработать общее понимание политической составляющей интеграции. Это понимание стало результатом длительных обсуждений данного вопроса с начала 50-х годов. К середине 70-х годов было ясно, что и как можно сделать в сфере :.политической интеграции. Доклад Л. Тиндеманса на длительное время ограничил политическую интеграцию двумя вопросами -внешней политикой и безопасностью. Он стал результатом рефлексии европейской самобытности, наполнения смыслом понятия "европейская идентичность". Он лишний раз подтвердил возможность и перспективность наделения новыми полномочиями уже имевшихся институтов Сообществ. Он наглядно продемонстрировал, что из внешней политики и безопасности европейское, а что - национальное. Общность позиции и желание вписать ее в формулу европейской идентичности - это то, что характеризует обсуждение политической составляющей к середине 70-х годов. Западные европейцы в очередной раз вынуждены были осваивать "новые рубежи", суть которых состояла в попытке согласования экономической и политической составляющей интеграционного процесса. Найденный ответ звучал "Европейский Союз" (вспомните Парижский саммит 1972 года). Под него готовилась новая институциональная структура - Европейский Совет, который, как новый орган был уполномочен развивать не только перспективу, но и договорную логику. (В договоры Сообществ в то время об этом органе ничего не было записано.) Концепция Европейского Союза, таким образом, была в основном сформирована.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.