Западноевропейский интеграционный процесс в конце 60-70-х годах XX века, страница 4

Особо следует остановиться на дополнительных договорах. Гроэбен указывает на три из них: на Договор о слиянии сущест­вующих сообществ, на Договор о европеизации и интенсифика­ции технических, экономических и финансовых вспомогательных мероприятий в пользу развивающихся стран, на Договор об уста­новлении тесного сотрудничества в области обороны и вооруже­ний. Договор о слиянии обосновывал идею о едином Сообществе (см. выше). Важно в этой связи другое, а именно те сферы дея­тельности, которые требовали углубления, а также определения целей, методов и временных планов: осуществление "общей ва­лютной и конъюнктурной политики", "технологического сотруд­ничества, включая исследование и развитие в области мирного использования атомной энергии", "общей энергетической поли­тики", "интенсификации и координации промышленной и регио­нальной структурной политики". Под помощью развивающимся странам следует понимать поддержку развития бывших колоний, в частности, предусматривалось, что 2% от "уровня социального продукта" должны предоставляться на эти цели. Вопросы обороны и вооружения предполагалось решать через специальный уполномоченный орган. Кроме того, отдельным пунктом было записано: "регулярные заседания министров обороны государств-участников в рамках Совета для согласования позиций в вопро­сах, представляющих общий интерес".

Внешнеполитическое сотрудничество предусматривалось "в рамках общих институтов политического Сообщества", регуляр­ных встреч министров иностранных дел Сообществ. Какие во­просы требовали в то время своего скорейшего разрешения? "От­ношения с Советским Союзом и восточноевропейскими государ­ствами, вопрос разоружения, преодоление раздела Германии, экономические и политические отношения с ГДР и сохранение свободного доступа в Западный Берлин, создание европейской системы безопасности, отношения Сообщества с африканскими странами и особенно расширение ассоциации франкоговорящих государств Африки с ЕЭС на все заинтересованные африканские государства". Общая внешняя политика разрабатывалась бы спе­циальными послами государств-участников, заседавшими под руководством генерального секретаря по вопросам внешнеполи­тической деятельности. Ее реализация зависела бы от одобрения министрами иностранных дел и осуществлялась бы через нацио­нальные министерства иностранных дел или через специальные органы Сообществ. "Программа для Европы" возвращалась к идеям начала 60-х годов, связанным, с деятельностью комитета Фуше и с теми разногласиями, которые она вызвала. Программа представляла собой федералистский проект, цель которого 'л>-стояла в усилении наднациональных функций Сообществ. Доста­точно очевидно, что единое Европейское сообщество объединило бы в себе не только три Сообщества, но и вновь создаваемое По­литическое сообщество, выполнявшее оборонительную, внешне­политическую функции. Опасно для национальных государств звучало предложение о создании подлинно наднационального единого исполнительного органа. Конечно, проект не мог не пре­дусматривать переходное время, не мог не выражать готовности к компромиссу. Важно другое: системный проект развития интеграции появился в преддверии Гаагского саммита, который со­стоялся в декабре 1969 года. Конечно, главы государств и прави­тельств: не обязаны были реагировать на него, но в их компетенцию входило решение тех вопросов, которые можно назвать первоочередными. Гаагский саммит продемонстрировал, какие вопросы из данной программы явились первоочередными для на- циональных интересов в становящейся наднациональной Запад­ной Европе. Любопытно в этой связи замечание итальянского президента  К. Чиампи, сделанное много позже от времени опи­сываемых нами событий 9 мая 2002 года на церемонии вручения в Аахене премии Карла Великого: "Логике процесса строительст­ва объединенной Европы соответствует то, что каждый прогрес­сивный шаг требует новых шагов: либо движемся вперед, либо рискуем повредить уже достигнутое".