Западноевропейский интеграционный процесс в конце 60-70-х годах XX века, страница 17

3.5. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), восточ­ноевропейская модель интеграции. Обращение к восточноев­ропейской интеграционной модели необходимо прежде всего с точки зрения сравнения. СЭВ был создан в.январе 1949 года как противовес плану Маршалла. Его основателями были СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния и Болгария, к которым присоединилась Албания, а годом позже ГДР. Он имел форму ассоциации суверенных государств. (Коммунистическая пропа­ганда в то время клеймила план Маршалла как американский ин­струмент закабаления европейских государств.) В течение десяти лет СЭВ не имел устава, располагал небольшим штабом в Моск­ве, осуществлявшим ограниченную деятельность. Правительства государств-участников СЭВ предприняли "при руководящей ро­ли СССР" коллективные действия по строительству социализма в восточноевропейских  странах.  Экономическая политика была направлена на то, чтобы во всех странах СЭВ была введена жесткая система планирования на основе установления национальных контрольных цифр развития и определения для каждого отдель­ного предприятия производственных заданий. До кризисов 50-х годов СЭВ занимался статистическими исследованиями, обменом техническим опытом, содействием при заключении дву- и трех­сторонних торговых договоров. С 1956 года были проведены су­щественные изменения. В различных столицах стран СЭВ были созданы 12 постоянных комиссий. Югославия и Китай были при­няты, как наблюдатели. Кроме того, был разработан устав СЭВ, вступивший в силу.в,.19.6,0,,году. В 1962 году начал действовать Международный исполнительный комитет, а заседания различных органов стали проводиться регулярно. После событий в Венгрии 1956 года СЭВ организовал ей помощь материалами и кредитами, содействовал совместному планированию и инвести­циям, а также способствовал расширению сотрудничества госу­дарств-членов СЭВ да многосторонней основе, например, в об­ласти распределения электроэнергии и в строительстве нефте­проводов,

В военных делах проводилась политика коллективной безо­пасности. В 1952 году были созданы Военный координационный <…….>  Общий рынок так и не был создан (об Общем рынке в сельском хозяйстве см. выше), хотя отказа от него не последовало. Причины заключа­лись в понимании того, что национальные государства не смогут •справиться в одиночку с экономическими трудностями. В этой связи интеграционный процесс, переживший фактор голлизма и ряд экономических кризисов, наглядно продемонстрировал вер­ность концепции Общего рынка и важности согласования эконо­мической политики. В этом состояло и еще одно значение рас­смотренного периода: он закрепил в сознании западноевропей­ский элиты верность выбранному пути, что и показало после­дующее время.

Выводы по главе 3

1. Западные европейцы, заинтересованные в мирном сосу­ществовании и сотрудничестве двух политический лагерей, спо­собствовали становлению и осуществлению политики разрядки в Европе и мире, отстаивая при этом единую позицию.

2.  Гаагский саммит 1969 года стал очередным прогрессив­ным шагом в деле интеграции. Удалось осуществить два принци­пиально важных вопроса: финансирование ОАП, расширение Со­обществ.    С появлением самостоятельных финансовых средств Сообществ усиливаются контрольные функции Европарламента. Но не был пока претворен в жизнь план Вернера - план создания ЭВС.

3. С 1973 года Великобритания, Дания и Ирландия вступают в ЕС на условиях Сообществ. Параллельно с расширением состава участников интеграции создается условная зона свободной торговли с рядом стран ЕАСТ. Тем самым начинается процесс медленного "поглощения" ЕАСТ Сообществами.

4.  Обращение к политической составляющей интеграцион­ного процесса в рассматриваемый период вводит в лексикон по­нятие "европейская идентичность", связанное с разработкой кон­цепции Европейского Союза. Таким образом, под Европейским Союзом можно понимать соединение экономических и политиче­ских аспектов интеграции. Именно для него и был создан Евро­пейский Совет.

5.  Экономические кризисы способствовали повышению ра­циональности и эффективности интеграционного процесса. Бла­годаря им странами Западной Европы была организована ЕВС.

6. Продолжилась пусть и медленная реализация "договорной логики". В 1979 году Состоялись всеобщие и прямые выборы в Европарламент

7. Восточноевропейская модель интеграции заметно отлича­ется от западноевропейской. При этом главный недостаток пер­вой состоит в заданности и диктате в интеграционных устремлениях партнёров.