Западноевропейский интеграционный процесс в конце 60-70-х годах XX века, страница 6

Главы государств и правительств на Гаагском саммите под­твердили "решимость своих правительств перейти к заключительной стадии [формирования Европейских сообществ] и в конце 1969 года определить характер окончательного урегулирова­ния сельскохозяйственной и финансовой политики". Они договорились. постепенно заменить взносы стран-участниц собствен­ными финансовыми ресурсами Сообществ в соответствии со ст. 201 Договора о ЕЭС ("Комиссия изучит вопрос о том, при каких условиях финансовые взносы государств-членов... могут быть замещены собственными ресурсами Сообщества, в частности доходами от общего таможенного тарифа..."). В соответствии с данным решением Гаагского саммита Совет ЕЭС в конце 1969 .года на сессии с участием министров иностранных дел, финансов и сельского хозяйства шести стран утвердил финансовый регла­мент, по которому было решено формировать "собственные ре­сурсы" Общего рынка за счет налогов и пошлин, взимаемых Со­обществами за импорт промышленных и сельскохозяйственных товаров из третьих стран, за счет других налогов, взимаемых за .импортируемые.из третьих стран товары и услуги, а также за счет небольшой части бюджетных отчислений стран-членов по налогу на добавочную стоимость. Налоги на импорт сельскохозяйственных товаров было решено отчислять в бюджет Сообществ полностью с 1 января 1971 года. Пошлины на импортируемые в Сообщества промышленные товары с 1 января 1971 года отчислялись в возрастающей пропорции, так как полностью они должны были передаваться в общий бюджет с 1 января 1975 года. Расходы бюджета Сообществ предназначались на данной стадии для фи­нансирования ОАП, поддержания единых цен на сельскохозяйст­венную продукцию, на субсидирование ее экспорта, переквали­фикацию рабочей силы, улучшение структуры сельскохозяйст­венного производства и т.п. Правительства стран-участниц кон­тролировали бюджет через Совет министров. Вместе с тем Евро-парламенту впервые предоставлялось право вносить поправки при утверждении бюджета Сообществ. Однако это право было ограничено тем, что он мог высказываться только по расходной, а не по доходной части бюджета. Достигнутое в конце декабря 1969 года урегулирование в вопросе выработки "окончательного финансового статуса" общего рынка сельскохозяйственной про­дукции оценивалось как завершение намеченного Договором о ЕЭС первоначального, наиболее сложного этапа аграрной инте­грации. Относительно расширения состава участников в коммю­нике совещания говорится следующее: "Поскольку государства-кандидаты (см. ниже) принимают договоры и их политические цели, а также  решения, достигнутые после вступления в дейст­вие этих договоров, и выбор путей развития, главы государств и правительств констатировали свое согласие на открытие переговоров между Сообществом... и государствами-кандидатами...". Таким образом, несмотря на прежнее противодействие Ш. де Голля, вопросы общего бюджета и финансирования ОАП, а также расширения Сообществ были принципиально решены к концу 1969 года.

Парижское совещание 1972 года глав государств и прави­тельств объединило достигнутые к тому времени решения по ЭВС, общему бюджету, по развитию "договорной логики" в ам­бициозную цель построения Европейского Союза. Из коммюнике Парижского совещания, октябрь 1972 год: "Государства-члены Сообщества, являющегося движущей силой построения Европы утверждают свое намерение до конца нынешнего десятилетия превратить свои отношения в Европейский Союз". Детальную концепцию Европейского Союза еще предстояло выработать.

3.2.2. Расширение Сообществ, новые отношения с ЕАСТ.