С точки зрения цивилизационного подхода 70-е годы явились началом очередного этапа развития западной цивилизации. Исходные условия этого этапа зависели не только от кризиса, но и от структурных изменений. Доминантой всего последующего развития стали понятия "рациональность" и "эффективность". Это касалось и социальной политики государства: неоконсерваторы пересматривали национальный социальный бюджет именно под углом рациональности и эффективности. Это касалось и. финансовой политики: неоконсерваторы считали целесообразным уделять большее внимание контролю над денежным обращением. Это касалось и экономической политики национальноготосудар-ства: больше конкуренции - рациональность и эффективность, меньше опеки - нерациональность и неэффективность. Корни так называемого "третьего" пути современной социал-демократии кроются именно в 70-х годах. Конечно, национальные варианты в рамках общего цивилизационного развития отличались друг от друга. Важно, наверное, другое: структурные изменения (появление новых отраслей, связанных с электроникой и т.п.) в условиях "НТР также реализовывали принципы рациональности и эффективности. Создание микропроцессоров и новая волна автоматизации привели к высвобождению рабочей силы, в первую очередь малоквалифицированной и иностранной из "старых" отраслей промышленности. От высвобожденной и от прибывшей на рынок 1руда рабочей силы потребовалась высокая квалификация, что заставило искать доступ к учебным заведениям все большего „числа абитуриентов. Со. второй половины 70-х годов безработица стала постоянной проблемой для западных демократий. Во многом благодаря ей и произошло известное "замораживание" в развитии "государства благосостояния". В первые годы после кризиса в прошлое уходят и большие проценты роста ВНП. Если в период 1969 - 1973 годов рост ВНП в ЕЭС составлял в среднем 7,4%, то с 1976 по 1980 год - 4,9%. Кризис и структурная перестройка экономики повлекли за собой централизацию капитала и производства. В период с 1974 по 1981 год количество слияний и поглощений предприятий в Великобритании возрастает в два раза, в ФРГ - в 3,4% раза. Таким образом, выросло число транснациональных корпораций и банков, укрепилась наднациональная экономическая реальность. Кроме того, уже в 70-е годы стало ясно, что регулирование ряда финансово-экономических процессов эффективнее именно на наднациональном уровне.
Западноевропейский интеграционный процесс не обладал механизмом антикризисного менеджмента, поэтому вполне естественна некоторая приостановка темпов интеграционного развития во. второй половине 70-х годов. Суверенные государства самостоятельно искали выход из создавшейся ситуации. В то же самое время, экономическая интеграция дополнилась наднациональными экспериментами в сфере валютного регулирования, а структурная; перестройка экономики способствовала развитию региональной политики в рамках ЕС. По большому счету, значение второй, половины 70-х годов заключалась в том, что на этом этапе, несмотря на кризисные явления, сохранился весь потенциал,, накопленный интеграционным процессом, а некоторое снижение динамики привело к тому, что. западноевропейские политики вновь задумались о поиске интеграционной перспективы. Кроме того, нельзя забывать и о развитии "договорной логики" (определение см. выше). Таким образом, кризис 1974 - 1975 и последовавший за ним кризис 1980-1982 годов, в конечном счете, способствовали повышению эффективности и рационализации всего интеграционного процесса. По всей видимости, ускорение строительства Общего/Внутреннего рынка без них было бы немыслимо.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.