Электрическая централизация системы ЭЦ-12-03: Учебное пособие по дисциплине «Станционные системы автоматики и телемеханики», страница 5

3. Схемы установки и размыкания маршрутов

3.1 Построение схем исполнительной группы

Для сокращения объема работы по проектированию ЭЦ разработаны типовые схемные узлы исполнительной группы ЭЦ-12-03, представляющие собой полный набор схем для каждого элемента схематического плана станции. Проектирование ЭЦ начинается с расстановки этих узлов по плану станции. Схемные узлы имеют наименование, миниатюру элемента схематического плана станции и монтажный номер статива. Пример расстановки схемных узлов для нечетной горловины станции, изображенной на рис. 1 приведен на рис. 8.

Рис. 8. Расстановка схемных узлов исполнительной группы

Между собой узлы соединяются цепями установки и размыкания маршрутов, построенными по плану станции, основные из которых цепи:

§  контрольно-секционных реле;

§  сигнальных реле;

§  первого и второго маршрутных реле;

§  замыкающих реле;

§  разделки;

§  фиксации кратковременных неисправностей.

3.2 Функциональная блок-схема алгоритма установки маршрута

В электрической централизации системы ЭЦ-12, как и в других современных релейных системах ЭЦ, используется четырехкаскадный принцип построения электрических схем задания маршрутов. Функциональная блок-схема алгоритма установки маршрута приведена на рис. 9.

В первом каскаде посредством логического оператора <5> проверяется выполнение условий безопасности движения поездов (УБД) множества U2 [7], т.е. проверяется возможность установки данного маршрута. Если УБД множества U2 выполняются, то включаются контрольно-секционные реле КС – реле I каскада (оператор <6>).

Во втором каскаде (оператор <7>) происходит замыкание маршрута, т.е. исключается возможность перевода ходовых и охранных стрелок по трассе задаваемого маршрута и установка маршрутов ему враждебных.

В третьем каскаде проверяется выполнение УБД множества U3 (оператор <9>), что является условием включения сигнального реле С (МС) (оператор <10>), а также повторителей С1 и С2, которые коммутируют цепи светофорных ламп поездных светофоров.

В четвертом каскаде на светофоре включается разрешающее сигнальное показание (оператор <12>) и контролируется выполнение УБД множества U4 (оператор <13>), т.е. проверяется соответствие сигнальных показаний светофора Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации [3].

Нарушение УБД множеств U2 или U3 при закрытом светофоре (оператор <5>, нет; оператор <9>, нет) приводит к невозможности установки маршрута (оператор <22>), а если условия безопасности движения множеств U2, U3 или U4 нарушаются при открытом светофоре в заданном маршруте, то сигнальное реле автоматически выключается (операторы <5>, нет, <9>, нет, <13>, нет, <15>, да, <17>, да) и светофор закрывается (оператор <21>). Это достигается циклом, образуемым операторами 5 – 14 алгоритма.


Рис. 9. Функциональная блок-схема алгоритма установки маршрута

3.3 Схемы установки маршрута

3.2.1 Начальные и конечно-маневровые реле

Контактами начальных (Н, НМ) и конечно-маневровых (КМ) реле из общих цепей исполнительной группы, построенных по плану станции, выделяются фрагменты, относящиеся к данному маршруту.

Реле Н или НМ срабатывают по схеме соответствия (рис. 7) с проверкой правильного положения ходовых и охранных стрелок при условии разомкнутого состояния первой секции маршрута. Для совмещенных светофоров, последовательно с поездным (Н) или маневровым (НМ) начальными реле включается общее начальное реле (ОН).

Конечные реле предусматриваются только для определения конца маневровых маршрутов, так как схемы установки и размыкания нормально соединены для задания поездных маршрутов. Конечно-маневровые реле КМ включаются контактами кнопочных реле КН от шины ВКМ (рис. 5). Цепь включения реле КМ проходит через фронтовой контакт замыкающего реле З последней секции маршрута.

Начальные и конечно-маневровые реле обладают свойством контроля отсутствия установленного враждебного маршрута, поскольку цепь их включения проходит через фронтовой контакт замыкающего реле.