2) Возможностью оценки нагрузки двигателя. Если нагрев близок или равен нормативному, то нагрузка двигателя близка к номинальной и, следовательно, кпд и коэффициент мощности велики. Если нагрев существенно меньше нормативного, то это свидетельствует о недогрузке двигателя, низких кпд и коэффициенте мощности.
В тепловом отношении двигатель представляет собой неоднородный объект с изменяющимся (в зависимости от нагрузки) направлением тепловых потоков и неодинаковой температурой отдельных его частей. Так, на холостом ходу тепло передается от более нагретой стали к менее нагретым обмоткам, а при нагрузке – в обратном направлении. Как правило, большему нагреву подвержены те части обмотки, которые находятся во внутренних областях машины.
Точный
расчет нагрева и охлаждения двигателей затруднен. При решении этой задачи
принимают следующие упрощения:
1) двигатель рассматривается как однородное тело, имеющее
одинаковую температуру во всех точках;
2) теплоотдача во внешнюю среду пропорциональна разности
температур двигателя и окружающей среды;
3) в процессе нагрева двигателя температура окружающей среды
не изменяется.
Рассмотрим
процесс нагрева двигателя за промежуток времени . Для
этого составим уравнение теплового баланса (закон сохранения энергии
применительно к тепловым процессам)
.
(4)
Физический
смысл уравнения (4): количество энергии , выделевшейся
в двигателе за промежуток времени
, частично расходуется
на повышение температуры двигателя
и частично отводится в
окружающую среду
.
Выразим составляющие (4) через электрические и тепловые параметры двигателя:
- энергия, выделяющаяся в двигателе за
счет потерь мощности
;
,
где С – теплоемкость двигателя, Дж/ОС –
количество тепла, необходимое для повышения температуры двигателя на 1 ОС;
- температура
двигателя;
,
где А – теплоотдача двигателя, Дж/(с. ОС) –
количество тепла, отдаваемого двигателем за 1 с в окружающую среду при
разности температур двигателя и окружающей среды 1 ОС;
- температура
окружающей среды.
Перепишем
(4) с учетом принятых обозначений:
,
или . (5)
Следовательно, при принятых допущениях процесс нагрева двигателя описывается линейным дифференциальным уравнением первого порядка. Его решение имеет вид:
, (6)
где - установившаяся температура двигателя;
- постоянная времени нагрева двигателя.
График нагрева двигателя приведен на рис. 4.
Выражение
(6) может применяться для моделирования процессов нагрева и охлаждения
двигателя. При исследовании охлаждения следует учесть, что при неподвижном
роторе условия вентиляции ухудшаются и теплоотдача двигателя уменьшается. Это
приводит к увеличению постоянной времени охлаждения по
сравнению с постоянной нагрева
.
(7)
Примерные
значения коэффициента для двигателей с различными
системами охлаждения приведены в табл.
2. Таблица 2
Исполнение двигателя |
Коэффициент
|
Закрытый с независимой вентиляцией |
1 |
Закрытый без принудительного охлаждения |
0,95-0,98 |
Закрытый самовентилируемый |
0,45-0,55 |
53. Вопрос
В
соответствии с особенностями нагрева и охлаждения двигателей различают восемь
режимов работы S1…S8, основными из которых являются:
1) Продолжительный режим S1 – работа при постоянной нагрузке в течение такого
времени, что температура всех частей машины достигает установившегося значения.
График температуры и мощности потерь приведен на рис. 5.
Зависимость
мощности потерь от времени , а также
называются нагрузочными диаграммами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.