Важнейшими показателями процесса регулирования являются потери мощности при регулировании и КПД привода . Эти величины связаны соотношением
,
где - полезная мощность на валу двигателя.
Регулирование скорости оценивается и таким важным экономическим показателем, как коэффициент мощности
.
21. Вопрос
Ограничение тока и момента двигателей.
Ограничение тока и момента двигателей требуется для обеспечения нормальных условий работы самих двигателей (допустимые механические и тепловые нагрузки). Так, при пуске двигателей постоянного тока общего назначения по соображениям нормальной работы коллекторно-щеточного узла ток должен быть ограничен двух- или трехкратным номинальным значением. Необходимость ограничения тока возникает и в тех случаях, когда большие пусковые токи мощных двигателей могут привести к недопустимому снижению напряжения питающей сети.
Ограничение тока и момента необходимо также для приводов рабочих машин, у которых по условиям технологического процесса может возникнуть режим стопорения исполнительного органа (например, при копании грунта, бурении скважин). Двигатель при этом работает в режиме короткого замыкания (останов) и без принятия соответствующих мер потребляет недопустимо большой ток, и, следовательно, развивает значительный момент, способный вызвать поломку элементов кинематической цепи.
Кроме того, в некоторых технологических процессах (прокатка металла, изготовление проводов и кабелей, бумажное и текстильное производства) требуется создавать необходимое натяжение обрабатываемого материала. Это обеспечивается также за счет регулирования (ограничения) создаваемого момента или усилия.
Регулирование тока и момента.
Ограничение тока и момента двигателей, по существу, означает необходимость регулирования этих величин (принудительное удержание на заданном уровне). Регулирование осуществляется параметрически или в замкнутых системах.
Параметрические способы обеспечивают невысокое качество регулирования тока и момента. Пример параметрического способа – использование резисторов, включаемых в цепь якоря двигателя.
Более высокое качество регулирования обеспечивают замкнутые системы с обратной связью по току (моменту). Пример замкнутого электропривода с обратной связью по моменту приведен на рис. 28.
Рис. 28
На
рисунке:
ЗМ – задатчик момента;
РМ – регулятор момента;
УМ – усилитель мощности;
Дв – двигатель;
ДМ – датчик момента.
Точность регулирования (подержания на заданном уровне) момент определяется свойствами регулятора момента.
22. Вопрос
Регулирование положения электроприводов.
Для обеспечения технологических процессов некоторых рабочих машин и механизмов требуется перемещение их исполнительных органов в заданную точку пространства или плоскости и их установка (фиксирование) там с заданной точностью. К ним относятся роботы и манипуляторы, подъемно-транспортные механизмы, клапаны, задвижки, графопостроители, механизмы подач станков и ряд других. Такое перемещение исполнительного органа из одной точки плоскости или пространства (позиции) в другую называется позиционированием и обеспечивается соответствующим регулированием положения вала двигателя.
Основным показателем качества регулирования положения является точность позиционирования.
В тех случаях, когда не требуется высокой точности, используются параметрическое (разомкнутое) регулирование с помощью путевых или конечных переключателей. Эти выключатели устанавливают в нужную точку пространства (плоскости) и производят отключение электропривода от источника питания. Исполнительный орган тормозится и с некоторой точностью останавливается. Такой способ регулирования положения применяется, например, при останове кабины лифта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.