План:
1. Недостатки и преимущества монополизации. Антимонопольная политика.
2. Эффект масштаба как фактор монополизации. Естественная монополия.
3. Ценообразование в условиях естественных монополий.
Ситуация чистой монополии.
: MC=MR -> max π
- равновесие, соответствующее совершенной конкуренции.
«Заштрихованный прямоугольник»- величина max π.
В случае монополии наблюдается неэффективное распределение ресурсов.
«заштрихованный треугольник»- величина чистых потерь для общества- издержки монопольной власти.
Недостатки:
· избыточная концентрация политической власти (влияние на политические решения);
· несправедливость распределения дохода (дополнительный доход монополиста из других сфер экономики);
· тенденция к торможению НТП (стимул НТП- конкуренция).
Преимущества:
· тенденция к ускорению НТП (избыточную прибыль можно использовать в качестве источника финансирования НТП или для расширения производства);
· снижение затрат;
· совершенствование качества продукции;
· экономия на масштабе.
Сопоставление выигрышей и потерь от монополизации.
Предполагаем, что нет влияния эффекта масштаба (MC не зависит от масштаба).
- уровень издержек при совершенной конкуренции.
- уровень долгосрочных издержек при монополии (снижаются за счет использования НИОКРа).
- равновесие в условии монополии.
A, E, C- прямоугольники; B- чистые потери для общества; F- трапеция.
Существуют преимущества монополизации за счет снижения издержек.
Раньше, в условиях СК, требовалось C+E, затраты E. =>
C- выигрыш от монополизации.
SC>SB- ликвидация монополии неэффективна (часто в России).
SB>SC- неэффективное распределение ресурсов при монополизации (есть смысл ее ликвидировать).
Антимонопольная политика- политика защиты и усиления конкуренции путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.
Два типа антимонопольной политики: 1. законодательное регулирование- Европа;
2. экономическое регулирование (прежде всего цен)- США.
Минимально эффективный масштаб- такой объем выпуска, при котором минимальны средние издержки.
здесь одно предприятие не сможет насытить рынок с минимальными издержками
-> несколько смогут-> выигрывает та, у которой минимальны AC»
Невозвратимые затраты- те затраты, которые не возвращаются фирме при выходе из отрасли.
Естественная монополия- производство продукции одной крупной фирмой обходится дешевле, чем двумя и более при любых объемах производства. Минимально эффективный масштаб > емкости рынка.
AC> MC для любого Q; AC падающая.
Естественная монополия- естественный результат конкурентной борьбы (побеждает одна крупная фирма).
значительно отличается от , т.к. MC падающая (потери общества > чем для обычных монополий).
При ценовом регулировании монополии фискальная политика (налоги) не используется, используется законодательство.
Для естественной монополии неэффективно разделение ее на множество конкурирующих- растут издержки для общества (для малой фирмы затраты больше).
- для монополии;
-для РСК;
«заштрихованный треугольник»- чистые потери общества.
Единственный способ воздействия на естественную монополию- регулирование (прежде всего через цены).
Первый принцип ценообразования- принцип первого наилучшего решения (цены на уровне предельных издержек)- - потери для общества исчезают. В этом случае предприятие несет чистые убытки.
G-величина LAC на единицу продукции;
-затраты общие; убытки, т.к. < G; (G-)- величина убытков на единицу продукции.
- величина убытков в случае цены РСК.
Второй принцип- выплата субсидий (в размере ) предприятию (т.к. убытки недопустимы- предприятие не будет работать) государством. В итоге прибыль равняется 0, общество потерь не несет=> эффективное распределение.
Проблема- сложно определить цены и величину субсидий.
На практике сложно вычислить LMC=> принцип первого наилучшего на практике не применим.
Применяется принцип второго наилучшего.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.