3) способы финансирования: финансирование за счёт частного и общественного сектора (частное и государственное финансирование), существует ещё смешанное финансирование.
Государственное финансирование:
a) прямое финансирование = предоставление средств из бюджета и внебюджетных фондов;
b) косвенное финансирование (налоговые расходы) = косвенные расходы государства, эквивалентные выделению субсидий на сумму недополученных расходов. Делятся на:
· страховые взносы предприятий – если предприятие не осуществляет взносы в страховые компании, то тогда сами рабочие должны были бы осуществлять эти платежи, но тогда с этой суммы рабочие бы платили подоходный налог, а осуществляя страховые взносы через предприятие, они не платят с этих взносов подоходный – это и есть субсидия государства
· уменьшение налоговой базы – система вычетов и льгот (на сумму этих вычетов и льгот государство как бы выплачивает субсидии)
4) всесторонняя оценка программы (оценка с точки зрения различных аспектов):
- влияние на эффективность;
- влияние на справедливость: перераспределительные эффекты;
- др. аспекты анализа (# соц анализ: как повлияет программа на положение разных групп в обществе; экологический; институциональный; правовой)
5) политический процесс: как будет осуществляться эта программа, для кого она предназначена, какие группы населения и в какой степени будут заинтересованы в этой программе, как будут действовать бюрократы и т.п.
Рассмотрим более подробно Влияние программ на эффективность:
1) Нужно определить соотношение прямых и косвенных инструментов деятельности государства. Как правило прямые институты связаны с большеё потерей эффективности, чем косвенные.
2) Соотношение эффекта замены и эффекта дохода.
Рассмотрим денежную и целевую помощь и сопоставим их:
Предоставление денежной помощи связано с меньшими потерями эффективности, покажем это. Рассмотрим семьи с ненулевыми денежными доходами.
Денежная помощь: семье предоставляют талоны на приобретение продовольствия или деньги. Бюджетное ограничение сдвигается на величину предоставляемой помощи вверх. Как правило, в новой точке равновесия (Е2) прирост расходов на продовольствие (АВ) по сравнению со старой точкой равновесия (Е1) меньше, чем величина субсидии (АС). Здесь работает только эффект дохода (т.к. бюджетное ограничение не меняет своего наклона)
Целевая помощь: государство оплачивает определённый процент расходов на продовольствие Þ величина предоставляемой помощи будет прямо зависеть от расходов на продовольствие Þ бюджетное ограничение переходит из положения ВВ' в положение ВВ'' и величина предоставляемой помощи равна (в каждой точке) ВВ' – ВВ''.
Новая точка Е'2 соответствует новому равновесию. Здесь возникает неэффективность: проведём касательную к новой кривой безразличия параллельно старому бюджетному ограичению (ВВ'), это эквивалентно выдаче гранта на величину разницы между касательной и ВВ' (КL – размер альтернативной субсидии в случае предоставления гранта (т.е. такой размер гранта позволит достичь того же уровня полезности)). Таким образом, как видно из рисунка, грант обеспечивает тот же уровень благосостояния, что и целевая помощь, но за счёт меньшей суммы выплат, в этом и проявляется неэффективность целевой помощи в сравнении с денежной помощью, эта неэффективность характеризуется величиной: Ε2L – КL = Е2К (точнее потери общества в сравнении с грантом это площадь Е2КNР). Неэффективность возникает из-за того, что потребитель получает не верные рыночные сигналы (целевая помощь изменяет структуру цен). Здесь имеет место эффект дохода и эффект замены. Неэффективность возникает как результат эффекта замены.
3) Различие между формальными и реальными получателями выгод от программ общественных расходов.
Реципиенты – формальные получатели выгод от программ общественных расходов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.