Введение в теорию общественного сектора. Общественные товары. Государство и проблема монополий. Государство и перераспределение доходов, страница 3

2. В производстве общественные товары не различаются. Варьируются ресурсы-  выбирается наборы ресурсов максимизирующие прибыль. У общественных товаров нет специфики при принятии решений.

Отличие: ЧТ реализуются частным субъектом через конкурентный рынок, а общественные товары продаются общественному сектору (а не частному сектору)- представитель общественного сектора- государство. Предоставление товаров финансируется государством.

4. Эффективность рынка продуктов.

Должны рассматривать суммарную величину MRS.

Условия эффективности для общественных товаров:                 (1)

Выноска 3: Готовность произвестиВыноска 3: Общая готовность оплатить общественный товар

Специфика цен общественных товаров: нет рыночного механизма, как для ЧТ.

(1)- условие Самуэльсона.

Пусть уровень полезности второго потребителя- .

Остаточная кривая- кривая, показывающая потребительские наборы, доступные для первого потребителя при заданном уровне полезности для другого потребителя, при условии полного использования ресурсов.

G- произвольный объем предоставляемого ОТ- в этом объеме предоставляется и для первого и для второго потребителя.

Для второго при  G- уровень полезности => B- потребление ЧТ;

AG- общее количество ЧТ в случае предоставления ОТ на уровне G;

BG- доступно для второго потребителя;

AB- для первого.

Покажем AB на вертикальной оси.

C- потребительский набор для первого потребителя при заданной для второго функции полезности.

Меняем  G- строим всю кривую остаточную. Фактически, мы из кривой производственных возможностей вычитаем кривую безразличия.

ECF- остаточная кривая, через любую ее точку проходит кривая безразличия для первого потребителя (можно определить уровень полезности).

При заданной остаточной кривой max определяется в точке касания кривой безразличия для первого и остаточной кривой.

-оптимальное значение ОТ для первого потребителя (соответствует оптимальному значению ЧТ для второго потребителя).

 условие эффективности для общественных товаров.

Условие эффективности представляется так же через соотношение цен и затрат:

 -предельные выгоды (денежное измерение полезности).

Предельная норма трансформации:

 ;   для ЧТ  ;     Для ОТ:

Псевдорыночные механизмы предоставления ОТ.

G- расходы на предоставление ОТ (не само производство, а компенсация расходов)

- общее условие финансирования ОТ.

- сумма налогов, выплачиваемых i-ым потребителем.

Модель Линдаля (налоговой цены)- способ финансирования ОТ.

     g- количество ОТ в натуральном выражении (обеспеченны общественному сектору).

C- количество ЧТ. - расходы на приобретение ЧТ i-ым потребителем.

- доход, которым располагает i-ый потребитель.

Потребитель покупает ЧТ и через налоги обеспечивает ОТ.

                   

налоговая цена- плата, которую  каждый потребитель должен внести за дополнительную единицу ОТ.

                  -наклон линии бюджетного ограничения:      



В точке E совпадают сумма предельных выгод и предельных затрат.

Общие выгоды, связанные с предоставлением ОТ- - площадь под кривой коллективного D.

Общие затраты- . Общие выгоды > общих затрат на величину коллективного излишка. aCE достается производителю. cbE перераспределяется между потребителями в зависимости от способа финансирования.

Предоставление ЧТ через общественный сектор.

Часто ЧТ предоставляются через частный сектор, но из-за высоких транзакционных издержек бывает выгоднее предоставлять их через общественный сектор (м.б. высока значимость с точки зрения общества).

общие издержки AC=MC=const (предполагается)

C- обычные издержки

- равновесный уровень предоставления ЧТ

- эффективный уровень предоставления ЧТ при бесплатном предоставлении

Если механизм другой, то предоставляют продукцию бесплатно, а государство возмещает затраты. Можно избежать трат на взаимодействие.

При бесплатном предоставлении точка оптимума  (т.к. затраты =0, равенство предельных затрат 0).

Затраты государства ; получаем .

Если экономия на издержки взаимодействия превышает- эффективно предоставлять.


Внешние эффекты

План:

1)  Понятие ВЭ

2)  Влияние экстерналий на распределение ресурсов

3)  Способы учета экстерналий частным сектором. Теорема Коуза