2. В производстве общественные
товары не различаются. Варьируются ресурсы- выбирается наборы ресурсов
максимизирующие прибыль. У общественных товаров нет специфики при принятии
решений.
Отличие: ЧТ реализуются частным субъектом через конкурентный рынок, а общественные товары продаются общественному сектору (а не частному сектору)- представитель общественного сектора- государство. Предоставление товаров финансируется государством.
4. Эффективность рынка продуктов.
Должны рассматривать суммарную величину MRS.
Условия эффективности для
общественных товаров: (1)
Специфика цен общественных товаров: нет рыночного механизма, как для ЧТ.
(1)- условие Самуэльсона.
Пусть уровень полезности
второго потребителя-
.
Остаточная кривая- кривая, показывающая потребительские наборы, доступные для первого потребителя при заданном уровне полезности для другого потребителя, при условии полного использования ресурсов.
G- произвольный объем предоставляемого ОТ- в этом объеме предоставляется и для первого и для второго потребителя.
Для второго при G- уровень полезности => B- потребление ЧТ;
AG- общее количество ЧТ в случае предоставления ОТ на уровне G;
BG- доступно для второго потребителя;
AB- для первого.
Покажем AB на вертикальной оси.
C- потребительский набор для первого потребителя при заданной для второго функции полезности.
Меняем G- строим всю кривую остаточную. Фактически, мы из кривой производственных возможностей вычитаем кривую безразличия.
ECF- остаточная кривая, через любую ее точку проходит кривая безразличия для первого потребителя (можно определить уровень полезности).
При заданной остаточной кривой max определяется в точке касания кривой безразличия для первого и остаточной кривой.
-оптимальное
значение ОТ для первого потребителя (соответствует оптимальному значению ЧТ для
второго потребителя).
условие
эффективности для общественных товаров.
Условие эффективности представляется так же через соотношение цен и затрат:
-предельные выгоды
(денежное измерение полезности).
Предельная норма трансформации:
;
для ЧТ
; Для ОТ:
Псевдорыночные механизмы предоставления ОТ.
G- расходы на предоставление ОТ (не само производство, а компенсация расходов)
- общее условие финансирования ОТ.
- сумма налогов, выплачиваемых i-ым потребителем.
Модель Линдаля (налоговой цены)- способ финансирования ОТ.
g- количество ОТ в натуральном выражении (обеспеченны общественному сектору).
C-
количество ЧТ. - расходы на приобретение ЧТ i-ым потребителем.
- доход,
которым располагает i-ый потребитель.
Потребитель покупает ЧТ и через налоги обеспечивает ОТ.
налоговая цена- плата, которую каждый потребитель должен внести за дополнительную единицу ОТ.
-наклон линии бюджетного ограничения:
![]() |
![]() |
В точке E совпадают сумма предельных выгод и предельных затрат.
Общие выгоды, связанные с
предоставлением ОТ- - площадь под кривой
коллективного D.
Общие затраты- . Общие выгоды > общих затрат на
величину коллективного излишка. aCE достается
производителю. cbE перераспределяется между
потребителями в зависимости от способа финансирования.
Предоставление ЧТ через общественный сектор.
Часто ЧТ предоставляются через частный сектор, но из-за высоких транзакционных издержек бывает выгоднее предоставлять их через общественный сектор (м.б. высока значимость с точки зрения общества).
общие издержки AC=MC=const (предполагается)
C- обычные издержки
-
равновесный уровень предоставления ЧТ
-
эффективный уровень предоставления ЧТ при бесплатном предоставлении
Если механизм другой, то предоставляют продукцию бесплатно, а государство возмещает затраты. Можно избежать трат на взаимодействие.
При бесплатном предоставлении
точка оптимума (т.к. затраты =0, равенство
предельных затрат 0).
Затраты государства ; получаем
.
Если экономия на издержки взаимодействия превышает- эффективно предоставлять.
План:
1) Понятие ВЭ
2) Влияние экстерналий на распределение ресурсов
3) Способы учета экстерналий частным сектором. Теорема Коуза
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.