Введение в теорию общественного сектора. Общественные товары. Государство и проблема монополий. Государство и перераспределение доходов, страница 12

3.  Несовершенство политического процесса. Поиск ренты.

3 основных вида несостоятельности государства:

1)  неспособность контролировать последствия принимаемых решений (например: формально налогом облагаются одни, а фактически другие);

2)  несовершенство политического процесса принятия решений;

3)  негативные последствия деятельности бюрократии.

(1)

Стиглер "Крыши и потолки": формально государство действовало в интересах потребителя, а реально в интересах производителя Þ 80-е дерегулирование по всему миру.

(2)

Как принимаются решения? Разные процедуры голосования: доминирует конституционный выбор (одобрение конституционной процедуры принятия решений).

Кто принимает решения? Принятие решений в рамках представительственной демократии (избиратели выбирают тех,  кто будет принимать решения).

               Лоббирование – любой способ объединения с представителями власти для принятия определённых политических решений.

               Лоббирование бывает:

1)  прямое

§  непосредственный контакт;

§  предоставление информации;

§  экспертиза;

§  обеды;

§  судебные процессы.

2)  косвенное

§  финансирование избирательных кампаний;

§  информационные кампании;

§  образование стратегических союзов.

Группы, которые хотят получать выгоды от государственных программ, должны иметь организованные (неразмытые) интересы.

               Ресурсы, используемые такими группами:

·  финансовые;

·  информационные;

·  человеческие;

·  репутация (лоббирующей организации);

·  система личных связей.

(3)

Рента – любое превышение цены сверх альтернативной стоимости.

Поиск ренты – получение и защита ренты с помощью политического процесса.

Q' – государство устанавливает такой объём Þ возникает надбавка к цене Þ тем, кто получает ренту выгодно вложить деньги в финансирование программы Þ возникают непроизводительные растраты общества (в пределе они равны величине ренты). Кроме того существуют чистые потери общества, т.к. объём и цена отклоняются от эффективного уровня. Искажения = ЧПО + растраты.

4.  Модель бюрократа.

Разработана модель Нисканеном (Niskanen) в 1971 году.

               Основные предположения:

1)  бюрократ – это монополист-производитель (но между бюрократами может быть и конкуренция)

2)  только бюрократу известны функции издержек (затраты на общественный сектор) – имеет место быть асимметричность информации. Агент – исполняет решения; Принципал – ради которого осуществляется решение – между ними существует асимметричность информации. Агент = бюрократ; принципал = избиратель.

3)  политический процесс позволяет либо отклонить либо принять положение о бюджете.

Информация о выгодах задана: B – денежный эквивалент выгод, который общество воспринимает в качестве результата деятельности бюрократа.

B есть функция от Q  (B=B(Q)), Q – объём товаров и услуг, предоставляемых бюрократом. B'>0; B''<0.

Затраты (доступны только бюрократам): C'>0; C''>0.

Эффективная точка: B' = C' = tgα (т.е. здесь максимальна разность B – C )

У – доход за вычетом налога (частные потребительские доходы)

 


Цели бюрократа: максимизация бюджета. Бюрократы действуют в своих собственных интересах: зарплата, комфорт на рабочем месте и т.д – всё это функция от размера бюджета. Бюрократ максимизирует бюджет в рамках выделенных ему средств. Его бюджет: B≥C (на практике равен).

B → mах Þ равновесие в точку Q'>Q*. Q': B = C то есть общие выгоды  ОLNQ' = общим затратам ОКМQ', в этой ситуации проедается коллективный излишек. Е0MN = ЧПО в результате деятельности бюрократа = LКЕ0 = коллективный излишек. Для линейных функций Q'≈2Q*.

В модели налоговой цены строим бюджетное ограничение, оптимум = Q*. Нисканен предполагал, что кривая безразличия пересекает бюджетное ограничение в  точке Q' и в точке Q=0 Þ у потребителя альтернативы либо Q=0 (т.е. отказ от общественных товаров) либо Q' (т.е. завышенный объём общественных товаров), очевидно, что избиратели выберут ненулевой уровень Q'.

Общественные финансы – это совокупность доходов и расходов, связанных с деятельностью государства.