3. Несовершенство политического процесса. Поиск ренты.
3 основных вида несостоятельности государства:
1) неспособность контролировать последствия принимаемых решений (например: формально налогом облагаются одни, а фактически другие);
2) несовершенство политического процесса принятия решений;
3) негативные последствия деятельности бюрократии.
(1)
Стиглер "Крыши и потолки": формально государство действовало в интересах потребителя, а реально в интересах производителя Þ 80-е дерегулирование по всему миру.
(2)
Как принимаются решения? Разные процедуры голосования: доминирует конституционный выбор (одобрение конституционной процедуры принятия решений).
Кто принимает решения? Принятие решений в рамках представительственной демократии (избиратели выбирают тех, кто будет принимать решения).
Лоббирование – любой способ объединения с представителями власти для принятия определённых политических решений.
Лоббирование бывает:
1) прямое
§ непосредственный контакт;
§ предоставление информации;
§ экспертиза;
§ обеды;
§ судебные процессы.
2) косвенное
§ финансирование избирательных кампаний;
§ информационные кампании;
§ образование стратегических союзов.
Группы, которые хотят получать выгоды от государственных программ, должны иметь организованные (неразмытые) интересы.
Ресурсы, используемые такими группами:
· финансовые;
· информационные;
· человеческие;
· репутация (лоббирующей организации);
· система личных связей.
(3)
Рента – любое превышение цены сверх альтернативной стоимости.
Поиск ренты – получение и защита ренты с помощью политического процесса.
Q' – государство устанавливает такой объём Þ возникает надбавка к цене Þ тем, кто получает ренту выгодно вложить деньги в финансирование программы Þ возникают непроизводительные растраты общества (в пределе они равны величине ренты). Кроме того существуют чистые потери общества, т.к. объём и цена отклоняются от эффективного уровня. Искажения = ЧПО + растраты.
4. Модель бюрократа.
Разработана модель Нисканеном (Niskanen) в 1971 году.
Основные предположения:
1) бюрократ – это монополист-производитель (но между бюрократами может быть и конкуренция)
2) только бюрократу известны функции издержек (затраты на общественный сектор) – имеет место быть асимметричность информации. Агент – исполняет решения; Принципал – ради которого осуществляется решение – между ними существует асимметричность информации. Агент = бюрократ; принципал = избиратель.
3) политический процесс позволяет либо отклонить либо принять положение о бюджете.
Информация о выгодах задана: B – денежный эквивалент выгод, который общество воспринимает в качестве результата деятельности бюрократа.
B есть функция от Q (B=B(Q)), Q – объём товаров и услуг, предоставляемых бюрократом. B'>0; B''<0.
Затраты (доступны только бюрократам): C'>0; C''>0.
Эффективная точка: B' = C' = tgα (т.е. здесь максимальна разность B – C )
У – доход за вычетом налога (частные потребительские доходы)
Цели бюрократа: максимизация бюджета. Бюрократы действуют в своих собственных интересах: зарплата, комфорт на рабочем месте и т.д – всё это функция от размера бюджета. Бюрократ максимизирует бюджет в рамках выделенных ему средств. Его бюджет: B≥C (на практике равен).
B → mах Þ равновесие в точку Q'>Q*. Q': B = C то есть общие выгоды ОLNQ' = общим затратам ОКМQ', в этой ситуации проедается коллективный излишек. Е0MN = ЧПО в результате деятельности бюрократа = LКЕ0 = коллективный излишек. Для линейных функций Q'≈2Q*.
В модели налоговой цены строим бюджетное ограничение, оптимум = Q*. Нисканен предполагал, что кривая безразличия пересекает бюджетное ограничение в точке Q' и в точке Q=0 Þ у потребителя альтернативы либо Q=0 (т.е. отказ от общественных товаров) либо Q' (т.е. завышенный объём общественных товаров), очевидно, что избиратели выберут ненулевой уровень Q'.
Общественные финансы – это совокупность доходов и расходов, связанных с деятельностью государства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.