2) Различия между отдельными группами потребителей и производителей (используются усредненный д/х и фирмы)
3) Взаимосвязь различных рынков (используется подход частичного равновесия)
4) Значимость эффекта дохода (Хикс критиковал эту теорию, т.к. если эффект дохода значимый Þ существует искажение)
Виллинг – 76г. – защита теории излишков.
Функция полезности потребителя
- цена изменилась
Задача оптимального выбора
x* - уровень максимальной полезности
Предположим теперь что цены изменились тогда Бюджетное Ограничение (БО) тоже изменится:
Изменение цен ведет к изменению величины спроса . Сокращение спроса описывается эффектом замены (ЭЗ) и эффектом дохода (ЭД). На примере разложения по Хиксу проанализируем изменение спроса.
Компенсирующее изменение (СV) – сумма дополнительных денег, которые требуются потребителю после изменения цен для сохранения уровня полезности таким, каким он был до изменения цен.
Компенсация происходит в терминах дохода.
Эквивалентное изменение (EV) – сумма денег, которую при неизменных исходных ценах необходимо вычесть из дохода потребителя для перехода уровня полезности к уровню после изменения цен.
В нашем анализе важно учитывать только эффект замены
D – обычная, маршаллианская функция спроса
- кривые компенсированного Хиксианского спроса, т.е. все точки на этой кривой характеризуются одним и тем же уровнем полезности.
Излишек потребителя: , где p(q) – функция споса обратная к маршаллианской
Где x(t) – маршаллианская функция спроса
Здесь зависит от ЭД и ЭЗ, более точным будет определять на основе элиминирования ЭД, т.е. на основе хиксианской ФС.
, где - хиксианская ФС проходящая через точку E*
и для них выполняется соотношение
План:
1. Свойства общественных товаров
2. Условия эффективности для общественных товаров
3. Модель налоговой цены
Неконкурентность- отсутствие соперничества в потреблении товара; потребление товара одним не снижая возможности других использовать один и тот же товар (обеспечив. выгоды множеству потребителей одновременно)- общественная безопасность (товар предоставляется в одинаковом количестве, но предельные выгоды не одинаковы, а предельные затраты =0; затраты на дополнит. человека =0).
Неисключаемость- невозможность исключить, выделить потребление данного товара (затраты на исключаемость очень высоки)=> проблема безбилетника (психология бесплатного пользования)- стремление использовать товар, не заплатив за него.
Рынок ориентирован на готовность заплатить. Существует невозможность установить цены на общественный товар.
Кривые D и S для общественного товара
- реальное равновесие
-истинное
Если общественные товары предоставляются в частном секторе, то в ограниченном количестве либо совсем не предоставляются.
- кривая общественной полезности, если работает только рынок;
-участвует государство.
Оценка в денежном выражении неэффективности рыночного механизма.
«Заштрихованный треугольник»- чистые потери для общества при предоставлении общественных товаров частным сектором.
-изменение излишка производит в том случае, работает рыночный механизм.
-положение потребителей улучшилось.
-положение потребителей ухудшилось.
Условия эффективности для общественных товаров
1. Эффективность обмена:
2. Эффективность производства:
3. Эффективность на рынке продуктов:
Ящик Эджворта.
В случае общественных товаров в силу свойств неисключаемости и неконкурентности мы не можем варьировать количеством общественных товаров ().
Но могут различаться MRS.
-поймем каким количеством частного товара готовы потребители пожертвовать для получения единицы общественного товара. (i-общественный товар).
1. Эффективность обмена. Можно варьировать значения ,- можно просуммировать каждого потребителя- коллективный D на частный товар (горизонтальное суммирование индивидуальных кривых спроса).
Чтобы получить коллективный D на общественный товар нужно вертикально просуммировать индивидуальные кривые спроса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.