Введение в теорию общественного сектора. Общественные товары. Государство и проблема монополий. Государство и перераспределение доходов, страница 2

2)  Различия между отдельными группами потребителей и производителей (используются усредненный д/х и фирмы)

3)  Взаимосвязь различных рынков (используется подход частичного равновесия)

4)  Значимость эффекта дохода (Хикс критиковал эту теорию, т.к. если эффект дохода значимый Þ существует искажение)

Виллинг – 76г. – защита теории излишков.

Функция полезности потребителя

 - цена изменилась

Задача оптимального выбора

x* - уровень максимальной полезности

Предположим теперь что цены изменились  тогда Бюджетное Ограничение (БО) тоже изменится:

Изменение цен ведет к изменению величины спроса . Сокращение спроса описывается эффектом замены (ЭЗ) и эффектом дохода (ЭД). На примере разложения по Хиксу проанализируем изменение спроса.

Компенсирующее изменение (СV) – сумма дополнительных денег, которые требуются потребителю после изменения цен для сохранения уровня полезности таким, каким он был до изменения цен.

Компенсация происходит в терминах дохода.


Эквивалентное изменение (EV) – сумма денег, которую при неизменных исходных ценах необходимо вычесть из дохода потребителя для перехода уровня полезности к уровню после изменения цен.

В нашем анализе важно учитывать только эффект замены

D – обычная, маршаллианская функция спроса

 - кривые компенсированного Хиксианского спроса, т.е. все точки на этой кривой характеризуются одним и тем же уровнем полезности.

Излишек потребителя: , где p(q) – функция споса обратная к маршаллианской

Где x(t) – маршаллианская функция спроса

Здесь зависит от ЭД и ЭЗ, более точным будет определять на основе элиминирования ЭД, т.е. на основе хиксианской ФС.

, где  - хиксианская ФС проходящая через точку E*

             и для них выполняется соотношение


Общественные товары

План:

1.  Свойства общественных товаров

2.  Условия эффективности для общественных товаров

3.  Модель налоговой цены

Неконкурентность-  отсутствие соперничества в потреблении товара; потребление товара одним не снижая возможности других использовать один и тот же товар (обеспечив. выгоды множеству потребителей одновременно)- общественная безопасность (товар предоставляется в одинаковом количестве, но предельные выгоды не одинаковы, а предельные затраты =0; затраты на дополнит. человека =0).

Неисключаемость- невозможность исключить, выделить потребление данного товара (затраты на исключаемость очень высоки)=> проблема безбилетника (психология бесплатного пользования)- стремление использовать товар, не заплатив за него.

Рынок ориентирован на готовность заплатить. Существует невозможность установить цены на общественный товар.

Кривые D и S для общественного товара

- реальное равновесие

-истинное

Если общественные товары предоставляются в частном секторе, то в ограниченном количестве либо совсем не предоставляются.

- кривая общественной полезности, если работает только рынок;

-участвует государство.

Оценка в денежном выражении неэффективности рыночного механизма.

«Заштрихованный треугольник»- чистые потери для общества при предоставлении общественных товаров частным сектором.

-изменение излишка производит в том случае, работает рыночный механизм.

-положение потребителей улучшилось.

-положение потребителей ухудшилось.

Условия эффективности для общественных товаров

1.  Эффективность обмена:

2.  Эффективность производства:

3.  Эффективность на рынке продуктов:           

Ящик Эджворта.

          

В случае общественных товаров в силу свойств неисключаемости и неконкурентности мы не можем варьировать количеством общественных товаров ().

Но могут различаться MRS.

-поймем каким количеством частного товара готовы потребители пожертвовать для получения единицы общественного товара. (i-общественный товар).

1. Эффективность обмена. Можно варьировать значения ,- можно просуммировать каждого потребителя- коллективный D на частный товар (горизонтальное суммирование индивидуальных кривых спроса).

Чтобы получить коллективный D на общественный товар нужно вертикально просуммировать индивидуальные кривые спроса.