"Максимы" А. Смита |
Современные критерии. |
· Равенство – пропорциональность (справедливость) |
§ Справедливость – налоговая система должна быть справедлива по отношению к налогоплательщикам. Появляются понятия вертикального и горизонтального равенства (этого не было у Смита) |
· Экономия сбора налогов – экономия на издержках сбора налогов, налогоплательщики не должны дезориентироваться налогами (эффективность) |
· Эффективность – нейтральность налогов (неискажающие налоги) |
· Определённость – безусловность |
· Минимизация административных издержек: издержки делятся на прямые (финансирование служб по сбору налогов, мониторингу, контролю) и косвенные (затраты на оплату услуг специалистов, обеспечивающих уклонение от налогов; прочие затраты, связанные с уклонением от налогов; затраты налогоплательщиков по уплате налогов). В США косвенные > чем в 5 раз превышают прямые. |
· Удобство для налогоплательщиков |
Гибкость: приспособление к экономическим циклам, использование налогов как автоматических стабилизаторов экономики. Более гибкие налоги = более эффективные. Маркированные налоги – целевые налоги (целевое использование собранных средств). Немаркированные налоги – общие налоги, обладают большей гибкостью по сравнению с маркированными налогами. |
· Контролируемость (с точки зрения налогоплательщиков) = Удобство + Определённость + Простота |
2. НО и справедливость.
Принцип равенства в НО:
1) Принцип горизонтального равенства – означает равенство обязательств налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении.
2) Принцип вертикального равенства – дифференциация налоговых обязательств налогоплательщиков в соответствии с дифференциацией в их положении.
Методы оценки дифференциации в положении:
· оценка потоков (потоки = доход – существуют во времени)
· оценка запасов (запасы = богатство – существует на момент времени)
Прогрессивность.
Прогрессивный налог: рост дохода Þ рост ставки.
Пропорциональный – ставка = соnst; Регрессивный – ставка снижается с ростом дохода.
Фаткоры прогрессивности налога:
1) Изменение налоговой ставки зависит от величины предельной налоговой ставки.
2) Установление необлагаемого минимума и различных льгот.
Рассмотрим налог: Т=tY
В этом случае налог является пропорциональным. tgα=1-t = соnst "Y |
Вводим необлагаемый минимум У' Þ налог становится прогрессивным (с ростом дохода tgα снижается Þ 1-t снижается Þ t растёт) |
Эффективная налоговая ставка: tэф = T/Y
Прогрессивность НО означает, что налогоплательщики, обладающие большим богатством или доходом, должны выплачивать большую долю по сравнению с менее обеспеченными (tэф для бедных < tэф для богатых – это условие прогрессивности)
Принцип выгод.
Принцип выгод – оценивает положение налогоплательщиков в соответствии выгодами, которые они получают от деятельности государства. Принцип увязки платежей с выгодами не применим на практике, потому что:
1) общественные товары характеризуются неисключаемостью Þ нельзя выделить выгоды каждого налогоплательщика.
2) теряется смысл в перераспределительной деятельности государства = перекладывание средств из одного кармана в другой, т.к. согласно этому принципу тот, кто получает трансферты должен за них платить.
Принцип платёжеспособности.
Принцип платёжеспособности – оценивает положение налогоплательщиков в соответствии со способностью выплат налогов, т.е. кто может, тот и платит.
Принцип платёжеспособности пересекается с принципом вертикального равенства и является первым обоснованием принципа прогрессивности.
Вторым обоснованием является фискальный характер налогов, т.е. нужно наполнять бюджет.
Третье обоснование: нужно вводить прогрессивность пока предельная полезность денег для бедных субъектов не будет равна предельной полезности денег для богатых.
Но, излишняя прогрессивность может привести к противоположным результатам (т.е. ненаполнение бюджета (кривая Лаффера) и несправедливость (перевод богатых в бедные)).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.