Введение в теорию общественного сектора. Общественные товары. Государство и проблема монополий. Государство и перераспределение доходов, страница 16

"Максимы" А. Смита

Современные критерии.

·  Равенство – пропорциональность (справедливость)

§  Справедливость – налоговая система должна быть справедлива по отношению к налогоплательщикам. Появляются понятия вертикального и горизонталь­ного равенства (этого не было у Смита)

·  Экономия сбора налогов – экономия на издержках сбора налогов, нало­гоплательщики не должны дезори­ентироваться налогами (эффектив­ность)

·  Эффективность – нейтральность налогов (неиска­жающие налоги)

·  Определённость – безусловность

·  Минимизация административных издержек: из­держки делятся на прямые (финансирование служб по сбору налогов, мониторингу, контролю) и кос­венные (затраты на оплату услуг специалистов, обеспечивающих уклонение от налогов; прочие за­траты, связанные с уклонением от налогов;  затраты налогоплательщиков по уплате налогов). В США косвенные > чем в 5 раз превышают прямые.

·  Удобство для налогоплательщиков

Гибкость: приспособление к экономическим цик­лам, использование налогов как автоматических ста­билизаторов экономики. Более гибкие налоги = бо­лее эффективные. Маркированные налоги – целевые налоги (целевое использование собранных средств). Немаркированные налоги – общие налоги, обладают большей гибкостью по сравнению с маркированными налогами.

·  Контролируемость (с точки зрения налогоплатель­щиков) = Удобство + Определённость + Простота

2.  НО и справедливость.

Принцип равенства в НО:

1)  Принцип горизонтального равенства – означает равенство обязательств налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении.

2)  Принцип вертикального равенства – дифференциация налоговых обязательств налогоплательщиков в соответствии с дифференциацией в их положении.

Методы оценки дифференциации в положении:

·  оценка потоков (потоки = доход – существуют во времени)

·  оценка запасов (запасы = богатство – существует на момент времени)

Прогрессивность.

Прогрессивный налог: рост дохода Þ рост ставки.

Пропорциональный – ставка = соnst; Регрессивный – ставка снижается с ростом дохода.

               Фаткоры прогрессивности налога:

1)  Изменение налоговой ставки зависит от величины предельной налоговой ставки.

2)  Установление необлагаемого минимума и различных льгот.

Рассмотрим налог: Т=tY


В этом случае налог является пропорциональным.

tgα=1-t = соnst "Y

Вводим необлагаемый минимум У' Þ налог становится прогрессивным (с ростом дохода tgα снижается Þ 1-t снижается Þ t растёт)

      Эффективная налоговая ставка: tэф = T/Y

Прогрессивность НО означает, что налогоплательщики, обладающие большим богатством или доходом, должны выплачивать большую долю по сравнению с менее обеспеченными (tэф для бедных < tэф для богатых – это условие прогрессивности)

Принцип выгод.

Принцип выгод – оценивает положение налогоплательщиков в соответствии  выгодами, которые они получают от деятельности государства. Принцип увязки платежей с выгодами не применим на практике, потому что:

1)  общественные товары характеризуются неисключаемостью Þ нельзя выделить выгоды каждого налогоплательщика.

2)  теряется смысл в перераспределительной деятельности государства = перекладывание средств из одного кармана в другой, т.к. согласно этому принципу тот, кто получает трансферты должен за них платить.   

Принцип платёжеспособности.

Принцип платёжеспособности – оценивает положение налогоплательщиков в соответствии со способностью выплат налогов, т.е. кто может, тот и платит.

               Принцип платёжеспособности пересекается с принципом вертикального равенства и является первым обоснованием принципа прогрессивности.

               Вторым обоснованием является фискальный характер налогов, т.е. нужно наполнять бюджет.

               Третье обоснование: нужно вводить прогрессивность пока предельная полезность денег для бедных субъектов не будет равна предельной полезности денег для богатых.

               Но, излишняя прогрессивность может привести к противоположным результатам (т.е. ненаполнение бюджета (кривая Лаффера) и несправедливость (перевод богатых в бедные)).