Введение в теорию общественного сектора. Общественные товары. Государство и проблема монополий. Государство и перераспределение доходов, страница 15

Сфера действия программ общественных расходов – совокупность лиц на которых фактически (реально) распределяются результаты общественных программ.

Перемещение выгод от программ общественных расходов происходит в случае, если сфера действия отличается от реципиентов.

Рассмотрим, к примеру, выплату субсидий на рынке жилья:

В краткосрочном периоде предложение жилья неэластично. S – субсидия. потребители, которые покупают жильё – реципиенты. НО, в результате такой программы происходит значительный рост цен (р0→р') при незначительном росте продаж жилья (Q0→Q') Þ фактически, основную выгоду получают арендодатели, а не семьи. ОДНАКО, т.к. цена резко возросла Þ в долгосрочном периоде в эту отрасль будут перетекать капиталы Þ рост эластичности предложения Þ снижение цены по сравнению с краткосрочным периодом, при существенном росте объёма продаж.

4)  Краткосрочный и долгосрочный эффект: как видно из приведённых выше рассуждений, различия между реальными и номинальными или формальными получателями выгод от программ общественных расходов могут варьироваться с течением времени (т.е. в зависимости от того, анализируем мы краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный эффект.

3.  Общественное страхование.

У фондов общественного страхования два источника финансирования: государство и взносы физических и юридических лиц.

Склонность к уменьшению риска характерна для индивида как для общественного так и для частного страхования. 

Особенности общественного страхования

 


Социальные риски = риски, которым подвер­гается одно­временно большое количество лю­дей (частное страхова­ние не может спра­виться с этими рис­ками)

Ээкономия на мас­штабе: в 5-6 раз по сравнению с част­ным страхованием

Решение проблемы не­благоприятного отбора = ситуация,  когда к страхованию подклю­чаются те, кто подвер­гается наибольшему риску

Социальные гарантии

               Недостатки системы общественного страхования:

1)  регрессивность страховых взносов;

2)  неэффективность налоговых расходов;

3)  неэффективность механизма налоговых выплат.

МС реальное – издержки для обществ ( не меняются после введения системы страхования)

МС после страхования – издержки для субъектов (снизились в результате введения страхования)  

У застрахованного субъекта изменяются издержки и он выбирает неэффективную с точки зрения общества точку (Е').

               Моральный риск – характерен как для частного так и для общественного страхования – страхование снижает заинтересованность застрахованного в предотвращении неблагоприятного исхода.

Налогообложение.

1.  Принципы налогообложения (НО).

2.  НО и справедливость: горизонтальное и вертикальное равенство; принципы платёжеспособности и  выгод; прогрессивность.

3.  НО и эффективность: перемещение налогов; виды налогов; избыточное налоговое бремя.

4.  Оптимальное НО.

5.  Реформирование налоговых систем.

Стиглиц = гл. 16,17,18,19,20; Якобсон = гл. 5,6,7,8.

1.  Принципы налогообложения (НО).

Налоги – платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством и носящие

                регулярный и принудительный характер.

Желательные характеристики налоговых систем.