Сфера действия программ общественных расходов – совокупность лиц на которых фактически (реально) распределяются результаты общественных программ.
Перемещение выгод от программ общественных расходов происходит в случае, если сфера действия отличается от реципиентов.
Рассмотрим, к примеру, выплату субсидий на рынке жилья:
В краткосрочном периоде предложение жилья неэластично. S – субсидия. потребители, которые покупают жильё – реципиенты. НО, в результате такой программы происходит значительный рост цен (р0→р') при незначительном росте продаж жилья (Q0→Q') Þ фактически, основную выгоду получают арендодатели, а не семьи. ОДНАКО, т.к. цена резко возросла Þ в долгосрочном периоде в эту отрасль будут перетекать капиталы Þ рост эластичности предложения Þ снижение цены по сравнению с краткосрочным периодом, при существенном росте объёма продаж.
4) Краткосрочный и долгосрочный эффект: как видно из приведённых выше рассуждений, различия между реальными и номинальными или формальными получателями выгод от программ общественных расходов могут варьироваться с течением времени (т.е. в зависимости от того, анализируем мы краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный эффект.
3. Общественное страхование.
У фондов общественного страхования два источника финансирования: государство и взносы физических и юридических лиц.
Склонность к уменьшению риска характерна для индивида как для общественного так и для частного страхования.
Особенности общественного страхования |
Социальные риски = риски, которым подвергается одновременно большое количество людей (частное страхование не может справиться с этими рисками) |
Ээкономия на масштабе: в 5-6 раз по сравнению с частным страхованием |
Решение проблемы неблагоприятного отбора = ситуация, когда к страхованию подключаются те, кто подвергается наибольшему риску |
Социальные гарантии |
Недостатки системы общественного страхования:
1) регрессивность страховых взносов;
2) неэффективность налоговых расходов;
3) неэффективность механизма налоговых выплат.
МС реальное – издержки для обществ ( не меняются после введения системы страхования)
МС после страхования – издержки для субъектов (снизились в результате введения страхования)
У застрахованного субъекта изменяются издержки и он выбирает неэффективную с точки зрения общества точку (Е').
Моральный риск – характерен как для частного так и для общественного страхования – страхование снижает заинтересованность застрахованного в предотвращении неблагоприятного исхода.
Налогообложение.
1. Принципы налогообложения (НО).
2. НО и справедливость: горизонтальное и вертикальное равенство; принципы платёжеспособности и выгод; прогрессивность.
3. НО и эффективность: перемещение налогов; виды налогов; избыточное налоговое бремя.
4. Оптимальное НО.
5. Реформирование налоговых систем.
Стиглиц = гл. 16,17,18,19,20; Якобсон = гл. 5,6,7,8.
1. Принципы налогообложения (НО).
Налоги – платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством и носящие
регулярный и принудительный характер.
Желательные характеристики налоговых систем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.