Здесь в случае введения налога Пигу, формально платят производители, но реально, растет цена на величину ed Þ основную часть налоговых выплат () выплачивают потребители.
Налог Пигу также называют корректирующие субсидии при ПВЭ – т.е. это выплата государством субсидий производителю и потребителю, деятельность которых приводит к ПВЭ. Размер субсидий = величине ПВЭ в эффективной точке.
S – величина субсидий
ЧПО при этом исчезают
Виды субсидий при ОВЭ
выплаты государства предприятию- загрязнителю за каждую единицу продукции, которое оно не производит.
выплаты государства предприятиям загрязнителям субсидий на строительство очистных сооружений = целевых субсидий.
При таком субсидировании, хотя загрязнитель очищается, однако общество все равно находится в неэффективной точке.
плата за вредные выбросы – установленная государством плата предприятий, загрязняющих окружающую среду, за каждую единицу вредных выбросов.
В России – экологический налог
1. выбросы в атмосферу
2. сброс загрязняющих веществ в воду
3. размещение отходов (токсичных и не токсичных)
4. производимый шум, вибрация, электромагнитные, радиационные и иные виды вредного воздействия на окружающую среду.
Налоговая база: сумма загрязняющих веществ. Установлены нормативы (если выше – налоговая ставка растет)
MSCоч = предельные издержки по очистке
MSBоч = предельные выгоды по очистке
Эффективный уровень загрязнения – такой уровень загрязнения (Q*) при котором MSC=MSB. В оптимальной (эффективной) точке загрязнение может быть ненулевым, т.к. скорее всего при ограничении загрязнения = 0, объемы производства также будут = 0. Чтобы определить плату за загрязнение нужно сформировать рынок прав на загрязнение.
Продажа разрешений на выбросы – это рынок прав на загрязнения, на котором предприятия-загрязнители продают и покупают права на выбросы вредных веществ в определенном количестве.
При расширении контроля за загрязнением снижаются потери 3-х лиц. MSBоч – те издержки, которые экономятся за счет очистки.
Взаимосвязь роста ВВП и загрязнения.
- это теория
Статистика подтверждает эту теорию
MSC – государство установило определенный уровень загрязнения, предлагая лицензии на выбросы фирмам.
Q – количество лицензий / прав на загрязнение
Q’ - допустимый уровень загрязнения
На практике в основном применяются прямые методы:
Ø Законодательство – прежде всего в области прав собственности
Ø Регулирование:
· Уровня загрязнения (стандарты, ПДК)
· Производственного процесса (это максимальная степень вмешательства)
Чаще всего используют регулирование
Регулирование уровня загрязнения: до нормы – чисто символическая плата, сверх нормы в 25 раз больше
Регулирование производственного процесса – установление стандартов технологий.
Важным является использование превентивных мер: экологическая экспертиза (обоснование) проектно-инвестиционных разработок, т.е. вмешательство в производственный процесс до начала производства.
В США: после 69г. была задержка в развитии энергетики по причине экологической экспертизы. По постановлению Мирового Банка существует 3 типа проектов:
- Наиболее отрицательное воздействие (добывающая, энергетика, химия)
- Существенное воздействие (машиностроение, туризм)
- Почти не влияет (фин. сектор, здравоохранение, образование)
Для каждой категории существует свой план экологической экспертизы.
3 группы факторов влияющих на вмешательство государства
1. Сложность получения информации Þвысокие ТАС Þ применение регулирования и жестких методов, т.к. для этих методов (в отличии от косвенных) не нужна информация о спросе, предложении и издержках.
2. Стимулирование совершенствования технологии очистки : регулирование не порождает стимулов, т.к. установлена норма и загрязнять ниже нормы нет никакого смысла для предприятий, поэтому более эффективным будет введение платы за загрязнения. Статистика: превышение издержек в случае регулирования более чем в 2 раза чем в случае платы за загрязнения.
3. Дифференциация выгод и затрат разных экономических субъектов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.